Россия неприкрыто интересуется долей в украинской газотранспортной системе – в том числе, чтобы обезопасить себя от неожиданностей с транзитом своего топлива в Европу. Однако согласится ли Украина на подобное участие? Специалисты сомневаются, ведь ряд предыдущих проектов по созданию газового консорциума уже ушел в песок.
Россия готова участвовать в приватизации украинской газотранспортной системы, «если Украина на это решится», заявил премьер-министр Владимир Путин в интервью немецкому телеканалу ARD.
Опасения по поводу такого развития событий украинская сторона уже высказывала. Ранее советник президента Украины по газовым вопросам Иван Дияк заявлял «Ведомостям», что жесткая позиция России может объясняться тем, что Газпром добивается права управлять транзитной трубой.
Напомним, что 7 января Россия полностью приостановила поставку газа в Европу через территорию Украины, чего в конфликтных ситуациях в предыдущие годы не происходило. Однако вопрос об участии Газпрома в управлении газотранспортной системой Украины (ГТС Украины) поднимался в ходе всех прошлых газовых конфликтов. Подобную сделку России удалось осуществить с Белоруссией при подписании договора на поставку газа на 2009 год. В обмен на ценовые преференции Газпрому досталось право на выкуп 50% Белтрансгаза.
Насколько подобное акционирование «Укртрансгаза» («дочки» госкорпорации «Нафтогаз Украины», которая осуществляет транспортировку газа) возможно? Эксперты сомневаются, что Украина, несмотря на сложное положение, пойдет на такой шаг.
Аналитик ФК «Уралсиб» Михаил Занозин подчеркнул, что российская сторона давно проявляет интерес к газотранспортной системе Украины. В то же время, «ГТС является стратегическим или даже системообразующим» предприятием для ее экономики, - отметил М.Занозин, - поэтому украинская сторона «всячески старается не терять контроль над данным предприятием».
Аналитик ФК «Уралсиб» скептически отнесся к возможности Украины пойти на такой шаг как приватизация, тем более с передачей контрольной доли России. Более вероятным представляет ранее обсуждавшийся вариант создания некоего консорциума с европейским и российским участием на паритетных началах.
Напомним, что Украина и Россия в 2002 году подписали соглашение о создании газотранспортного консорциума, который управлял бы украинской трубой на паритетных началах. В 2003 году Газпром и Нафтогаз зарегистрировали газотранспортный консорциум. Присоединиться к консорциуму намеривалась Германия. Однако до реализации проекта дело так и не дошло, хотя к идее неоднократно возвращались. С февраля 2007 года приватизация трубы запрещена Украиной законодательно.
Создание консорциума с европейским участием в текущей политической обстановке представляется М.Занозину даже более возможным, чем прежде, поскольку нынешнее руководство Украины держит прозападный курс. Однако в любом случае переход контроля над ГТС Украины к какой-либо из сторон маловероятен, так как эта система осталась независимой даже в период до оранжевой революции.
Украинский эксперт - руководитель экономических программ «Центра исследований корпоративных отношений» Вячеслав Бутко считает, что признание Москвы о притязаниях на украинскую трубу, вероятно, свидетельствует об истинных намерениях, которые преследовала Россия со своей стороны в нынешнем газовом конфликте.
Однако по его словам, вероятность осуществления подобных планов с учетом сегодняшней политической риторики Украины также вызывает сомнения. Кроме того, приватизация ГТС Украины запрещена рядом законодательных актов (как уже отмечалось выше), принятых уже после выдвижения идей о создании консорциума.
Даже если бы украинское руководство захотело принять подобные меры, соответствующие законодательные акты необходимо было бы изменить или отменить, рассказал В.Бутко. «Однако любой украинский политик, который пролоббирует подобные решения, получит на своей политической репутации несмываемое клеймо чиновника, санкционировавшего “продажу родины”», - подчеркнул он. Это будет беспроигрышным аргументом против него для его оппонентов в политической борьбе. «Тем не менее, лично я не считаю, что было бы плохо, если бы Газпром или любая другая газовая компания купила бы какой-то процент ГТС», - говорит он.
По поводу создания газотранспортного консорциума В.Бутко напомнил, что эта идея ушла в песок. Как подчеркнул руководитель экономических программ «Центра исследований корпоративных отношений», ушла в песок и выгодная для Украины составляющая этого проекта.
Например, расширение пропускной способности «узкого» участка украинских газопроводов на участке Богородчаны — Ужгород, и строительство газопровода «Новопсков — Александров Гай» по территории России. Осуществление подобных проектов могла бы принести Украине реальную финансовую выгоду. Однако политический беспорядок в стране, выражающийся в постоянной смене политических сил, помешал их осуществлению.
Дарья Юрищева