Статистические данные показывают, что кризис уже вынудил россиян несколько поумерить свои потребительские аппетиты. «Тлетворное» общество потребления западного образца в России не прижилось. О непропорциональной доходам расточительности россиянам придется на какой-то период забыть. Однако пока в России не стали экономить на путешествиях и связи.
Умерить аппетиты
Этой осенью стало очевидно, что 2008 год станет последним для нынешнего потребительского бума в России.
Российские граждане из-за сложной экономической ситуации стали экономить на некоторых платных услугах для населения, вследствие чего в ноябре 2008 года произошло самое сильное за последние шесть лет замедление темпов роста их объема - до 1.1% к аналогичному периоду прошлого года. Такие данные мониторинга социально-экономического развития России за январь-ноябрь 2008 года опубликовало Минэкономразвития (МЭР).
«В 2008 году, особенно во второй его половине, стало заметным распространение кризисных явлений на рынок платных услуг населению. Так, по итогам 11 месяцев 2008 года объем платных услуг увеличился всего на 5.3%, что на 1.7 процентного пункта ниже аналогичного периода предыдущего года. При этом в ноябре 2008 года произошло наиболее значительное за последние шесть лет замедление темпов предоставления платных услуг населению, и их прирост составил всего 1.1% к ноябрю 2007 года», - цитируют документ РИА «Новости».
Такое замедление темпов роста объема платных услуг в России вызвано, прежде всего, падением доходов граждан.
А именно: люди стали экономить на транспорте, реже ходить в театры, кино, жить в гостиницах и т.п.
Уровень предоставления услуг учреждениями культуры в РФ, по данным МЭРа, в ноябре 2008 года сократился на 17.3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года; уровень предоставления услуг гостиницами и аналогичными средствами размещения - на 8.8%; учреждениями физической культуры и спорта - на 6.7%.
Наиболее значительно на замедление предоставления платных услуг населению в целом повлияло снижение на 5.6% темпов роста транспортных услуг, на долю которых приходится 20% всего объема платных услуг населению.
Однако в ноябре сохранялся высокий спрос граждан на отдельные услуги, прежде всего на туристические поездки и связь.
«Даже в ноябре 2008 года при значительном замедлении по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уровня предоставления платных услуг населению в целом, прирост на такие виды услуг, как туризм и связь, составил 19.9% и 15.2% соответственно», - сообщает в докладе Минэкономразвития.
Как это было
Сырьевой бум двухтысячных годов принес в Россию гигантский всплеск потребительского энтузиазма. Сверхдоходы от растущих цен на углеводороды, металлы и другие сырьевые товары обеспечили уверенный рост российской экономики - более чем на 6% в год на протяжении последних 6 лет. Одним из основных драйвером этого роста стала продажа товаров и услуг.
Рост же доходов населения опережал динамику экономики почти в два раза. Еще в феврале 2008 года Владимир Путин, занимавший тогда должность президента страны, заявил, что реальные доходы россиян за 8 лет выросли в 2.5 раза.
Пережив тяжелые 90-е годы, россияне с энтузиазмом тратили свои возросшие доходы на ранее недоступные съестные и бытовые изыски. Характерной чертой шоппинга по-русски стали расходы, непропорциональные доходам.
Как ранее сообщал Минэкономразвития в одном из своих докладов: «рост потребительского спроса поддерживался снижением нормы сбережений населения». На долю потребительских расходов населения (оборот розничной торговли и платные услуги населению) приходится более 70% всех денежных расходов среднестатистического россиянина, напомнило данные МЭР агентство «Интерфакс».
Привычной стала ситуация, при которой человек с зарплатой, например, $500 в месяц, приобретал сотовый телефон за $1 тыс., а его коллега, получающий в два раза больше, ездил на новенькой иномарке за $20 тыс.
Такой модели потребления помимо прочего способствовало бурное развитие потребительского кредитования - его объем в 2007 году превысил 3 трлн руб. Например, более 40% всех новых автомашин приобреталось в долг.
На сегодня, в России практически свернут рынок потребительского кредитования в связи с кризисом ликвидности.
Перед новым годом потребительский спрос еще подпитывался подарочным ажиотажем, однако, уже в начале следующего года бум потребления перейдет в область воспоминаний.
Дарья Юрищева