Список системообразующих предприятий наконец опубликован. В нем значатся 295 компаний. Важно, что никаких конкретных гарантий финансовой помощи таким компаниям государство не дает. Созданный список - прежде всего инструмент мониторинга. Кроме того, созданный наспех, список содержит ряд ошибок и неточностей.
В наконец опубликованном списке системообразующих предприятий значатся 295 компаний. Однако компаний «в списках» еще больше: холдинги обозначены в перечне одной строкой.
Перечень избранных был утвержден Комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, возглавляет которую первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Важно, что никаких конкретных гарантий финансовой помощи предприятиям, попавшим в список, государство не дает. Попадание в Список для компании, прежде всего, означает, что государство будет проводить мониторинг ситуации на данном предприятии. Для обеспечения мониторинга профильными министерствами будут создаваться рабочие группы при Комиссии. В деятельности рабочей группы будут принимать участие Минэкономразвития, Минфин, Минрегионразвития, а также важнейшие государственные банки (в том числе Сбербанк ВЭБ, ВТБ, Газпромбанк), администрация соответствующего региона и руководители компании.
По результатам мониторинга рабочая группа будет принимать решение: или продолжать наблюдение, или разрабатывать «план спасения» компании. Государственная помощь может предоставляться в разных формах (и отнюдь не обязательно в финансовой). А именно, «помощью» могут стать: государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой задолженности, госзаказ, таможенно-тарифная политика и прочее.
Негативные социально-экономические последствия от прекращения деятельности таких предприятий будут минимизироваться «при необходимости».
В списке представлены разные отрасли промышленности, как то: компании транспорта, энергетики, нефтегазовой, угольной, металлургической и добывающей, химической и нефтехимической промышленности, связи, СМИ, автопрома, ОПК, судостроения, авиастроения, двигателестроения, транспортного машиностроения, сельхозмашиностроения, энергетического машиностроения и уранового цикла, ракетно-космической промышленности, радиоэлектронной промышленности, станкостроения, промышленности стройматериалов, лесопромышленного комплекса, фармацевтической промышленности, пищевой промышленности и АПК, жилищного строительства, а также розничной торговли (аптечный и продуктовый ритейл). Правительство оставляет за собой право вносить корректировку в Список.
Многие крупные российские производители пива, крепкого алкоголя, соков, детского питания, масла, колбас и других продуктов питания и напитков в список системообразующих не вошли, подметило агентство Интерфакс.
В правительственном перечне не оказалось и нескольких крупных девелоперов - например, Mirax Group, «Дон-строя», Coalco. Нет в перечне и ряда компаний с листингом на западных биржах - таких, как AFI Development, RGI, Mirland (правда, все они специализируются либо на торговой и офисной, либо на элитной жилой недвижимости).
В целом, как отметил начальник аналитического управления компании «Атон» Вячеслав Буньков, практически все стратегически важные предприятия в список включены. Странным представляется непопадание лишь ряда важных компаний, например, ОАО «Полиметалл», ОАО «Уфимский НПЗ», ОАО «Казаньоргсинтез».
Возможно, это связано с тем, что список не является законченным. Кроме того, как считает В.Буньков, если некое важное для отрасли предприятие, нуждающееся в поддержке, обратится к правительству, то помощь ему в любом случае будет оказана.
Кроме того, данный список, очевидно, составлялся в спешке. Отсюда и ряд неточностей, опечаток. По некоторым холдингам в Список включены как материнские, так и дочерние компании. А ряд столь крупных компаний, как МТС и Газпромнефть, в список не попали, по всей вероятности, потому что были включены их материнские структуры: АФК «Система» и Газпром соответственно.
Пока в списке есть явные ошибки и странности. Например, в нем фигурирует ООО «Авиакомпания» (на самом деле это ОАО) с уставным капиталом всего 100 тыс. руб. Однако на базе этого юрлица должен быть сформирован авиахолдинг, учрежденный «Ростехнологиями» и правительством Москвы.
Некоторые компании, например НПО «Сатурн» и «Уралвагонзавод», попали в заветный список дважды, заметили ошибку «Ведомости».
Аналитик ИК «Файненшл Бридж» Алексей Серов сказал, что встретил в списке ряд названий компаний, которые он в первый раз слышит.
Он подчеркнул, что в список системообразующих предприятий вошли компании практически всех секторов экономики.
Как отметил начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев, практически все предприятия электроэнергетики попали в список стратегических. Также в перечень вошло большинство крупных компаний из нефтяной отрасли. «Не очень понимаю, зачем помогать Сургутнефтегазу, у которого пока все в порядке», удивился А.Разуваев. Кроме того, спорна необходимость помогать ОАО «РусГидро». У этой компании в связи с ростом тарифов, вероятно, «все будет нормально», недоумевает аналитик из Собинбанка.
Насколько вообще необходимо принятие подобного списка?
Аналитик компании «Атон» В.Буньков, говоря о значимости этого документа для компаний, отметил следующую особенность: «средние» по величине предприятия - очень активные игроки на долговом рынке. От попадания в этот список зависела судьба их облигаций. Например, в авиационной отрасли, для многих компаний, пребывающих в тяжелейшем положении из-за невыплат по облигациям, включение в список - сигнал к возможному спасению.
А.Серов из ИК «Файненшл Бридж» считает необходимость принятия подобных мер очевидной: оказание господдержки провоцирует тяжелая ситуация в реальном секторе экономики. Однако по его словам, до сих пор не понятен сам механизм предоставления помощи, как и в какой форме она должна быть оказана.
Ясно только, что государство не будет на себя брать всю нагрузку по спасению нуждающихся, отметил А.Серов. Иными словами, государство не будет «вливать» деньги в текущую операционную деятельность компаний, расплачиваться по ее долговым обязательствам. Поскольку в России вообще очень «закредитованный» бизнес (то есть, бизнес предпочитал развиваться на заемные средства), компаниям придется самим предпринимать какие-то усилия, чтобы вытащить себя из тяжелой ситуации.
Аналитик ИК «Файненшл Бридж» считает целесообразным принятие такой меры, по которой государство взамен на свою помощь обязывало бы акционеров вливать собственные средства в компанию (напомним, аналогичный механизм был применен в отношении банковского сектора этой осенью). Ведь многие компании значительную часть выручки выводили из компании путем выплаты дивидендов, рассказал А.Серов.
А.Разуваев из Собинбанка отметил, что в условиях кризиса принятие подобного списка можно только приветствовать.
Интересно, что ни в США, ни в Европе, подобные плановые мероприятия не проводятся, рассказал В.Буньков из «Атона». Внимание на Западе уделяется предприятиям в индивидуальном порядке. Если отдельные игроки на рынке банкротятся – это проблемы самих компаний. Исключения составляют совсем уж крупные предприятия. Самый яркий пример: американские автопроизводители и набившие оскомину споры в правительстве США о предоставлении ему поддержки.
Однако В.Буньков из «Атона» отметил, что российскому Списку придают излишнюю значимость. Это всего лишь перечень компаний, за которыми государство будет «пристально наблюдать». Если же компания не будет сама предпринимать адекватные меры по своему спасению, то сама и будет виновата в своем провале. Целью проведения мониторингов является лишь получение государством информации - кто по-настоящему нуждается в помощи, поскольку количество за ней обращающихся чрезмерно велико.
Дарья Юрищева