В 2009 году государство предоставит гарантий по кредитам социально-значимых предприятий и предприятий ОПК на сумму 300 млрд руб. Однако бюджет России в следущем году будет дефицитным. Не слишком ли расточительно государство? С точки зрения макроэкономической теории, предоставление госгарантий – грамотная мера.
Совет Федерации проголосовал за внесение в федеральный бюджет на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов изменений, направленных на поддержку отдельных отраслей российской экономики, рынка труда и регионов.
Закон предусматривает предоставление в 2009 году двух новых видов государственных гарантий РФ по кредитам, привлекаемым социально значимыми предприятиями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК), на общую сумму 300 млрд руб., сообщают РИА «Новости».
При этом по кредитам, привлекаемым стратегическими предприятиями ОПК, госгарантии в объеме 100 млрд руб. будут предоставляться для обеспечения возврата до 70% основного долга.
Госгарантии в объеме 200 млрд руб. будут предоставляться в обеспечение возврата до 50% основного долга по кредитам, которые выдаются предприятиям, отобранным в установленном правительством порядке. Эти гарантии будут предоставляться в размере от 150 млн руб. до 10 млрд руб. на срок от шести месяцев до пяти лет.
Таким образом, общая сумма ассигнований федерального бюджета на возможное исполнение государственных гарантий РФ увеличивается в 2009 году до 37.2 млрд руб. с 7.2 млрд руб., в 2010 году - до 132.7 млрд руб. с 12.7 млрд руб., и в 2011 году - до 50.2 млрд руб. с 12.7 млрд руб., передают РИА «Новости» слова Председателя бюджетного комитета палаты Евгения Бушмина.
Право же принятия решений о предоставлении госгарантий (в размере до 10 млрд руб. по гарантиям в валюте РФ и в размере до $150 млн по гарантиям в иностранной валюте) может предоставляться Министерству финансов.
Кроме того, внесенные в бюджет поправки увеличивают на 150 млрд руб. предельную сумму, которая в установленном правительством порядке может быть направлена в 2009 году на реализацию мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики, а также на предоставление трансфертов бюджету Пенсионного фонда РФ на погашение основного долга.
Таким образом, объем средств федерального бюджета, направляемых на реализацию этих мероприятий, по результатам исполнения федерального бюджета в 2008 году может составить до 325 млрд руб., что в 1.9 раза больше суммы, предусмотренной ранее.
Также будет увеличена доля доходов от акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо, зачисляемая в бюджеты регионов, до 100% с 60%. По оценке правительства РФ, дополнительные доходы региональных бюджетов от введения этой меры составят 59.4 млрд руб.
В настоящее время закон поступает на подпись президенту страны.
Очевидно, что бюджет России в 2009 году будет дефицитным. Позволительна ли подобная расточительность в условиях, когда расходы бюджета превышают доходы? Опрошенные Bigness.ru аналитики успокаивают, что меры правительства грамотны с точки зрения макроэкономических законов.
Аналитик Rye, Man & Gor Securities Сергей Перминов отметил, что сама по себе мера предоставления госгарантий эффективнее других способов непосредственного «вливания» денег в экономику. Деньги в экономике наверняка есть, однако, инвесторы, не уверенные в завтрашнем дне, не хотят отдавать их в долг.
Если сравнить инструменты предоставления помощи в РФ и в западных странах (в США и Европе), то за рубежом акцент делался преимущественно на госгарантиях, а в России – на «вливании» средств, отметил Сергей Перминов. Таким образом, предоставление госгарантий можно считает грамотным экономическим шагом.
Что касается «расточительной» бюджетной политики, аналитик Rye, Man & Gor Securities отметил, что это также верный подход. «Когда в экономике все хорошо, то госрасходы надо сокращать, когда в экономике все плохо - надо делать все наоборот», - изложил он руководство к действию для правительства.
Крупной ошибкой было как раз наращивать государственные расходы в прошлые удачные годы, подчеркнул Сергей Перминов.
Сегодняшняя же политика государства по предоставлению значительных гарантий может привести к единственному негативному последствию - вызвать дополнительное давление на рубль. Таким образом, рубль вероятно ослабеет сильнее, чем говорилось в официальных прогнозах, отметил Сергей Перминов из Rye, Man & Gor Securities.
Начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев по поводу «щедрости правительства» также подчеркивает, что госгарантии - не прямые расходы государства. «Вряд ли случится дефолт, и государству придется тратить деньги на выплаты по гарантиям». Поддержка же, безусловно оказывается стратегическим, наиболее важным предприятиям, отметил он.
За удачные предыдущие годы накоплены существенные резервы ЦБ. Поэтому, несмотря на то, что нефть сейчас дешевая, «у государства пока все нормально», - отметил Александр Разуваев.
В то же время аналитик Собинбанка предостерег, что возможности правительства не беспредельны, и в России до сих пор «все упирается в стоимость барреля».
Дарья Юрищева