Бензин в России должен стоить дешевле на несколько рублей за литр, считает ФАС. Антимонопольное ведомство грозит нефтяным компаниям новыми штрафами, если они не снизят цену на топливо. Однако ситуация на нефтяном рынке катастрофична. Накаляет атмосферу медлительность правительства.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) продолжает борьбу за снижение розничной цены на бензин. Средняя стоимость бензина марки Аи-95 в России в настоящее время должна составлять 19 руб. за литр, заявил глава ФАС Игорь Артемьев.
В настоящее время литр Аи-95 стоит в среднем 22 руб. По словам Артемьева, его предыдущий прогноз в 20-21 руб. за литр, касался времени, когда нефть стоила $50 за баррель. Сегодня баррель нефти российской марки « Urals » стоит $33, соответственно, цена бензина должна быть меньшей.
Кроме того, И.Артемьев также назвал смехотворными заявления нефтяных компаний о том, что связь между мировой рыночной стоимостью на нефть и внутрироссийской стоимостью на бензин имеет временной лаг (задержку действия) в несколько месяцев.
«Когда цена на нефть росла, лага никакого не было - в тот же день бензин дорожал, сейчас они (нефтяники) говорят, что лаг есть в несколько месяцев. Это смешно», - цитирует слова И.Артемьева РИА «Новости».
ФАС намерена возбудить новые антимонопольные дела против нефтяных компаний, если они не снизят цены на бензин в соответствии с мировым уровнем. Кроме того, И.Артемьев отметил, что штрафы в отношении нефтяников, которые недавно вынесла ФАС, были бы на порядок больше, если бы не влияние на экономику России мирового финансового кризиса.
«Если бы не кризис, то мы бы выписали им (штрафы) по 10 млрд руб.», - сказал Артемьев.
Напомним, что ФАС уже оштрафовала «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР на суммы от 1.1 млрд руб. до 1.5 млрд руб. за злоупотребление доминирующим положением на рынке топлива летом этого года.
Однако насколько категоричность ФАС обоснована? Гендиректор ИД «ИнфоТЭК» Наталья Шуляр рассказала: цена нефти, которая торгуется на внутреннем рынке, составляет 2 тыс. руб. за тонну. Затраты на добычу составляют для малых компаний от 1.8 тыс. до 2.8 тыс. руб. за тонну, для крупных компаний они еще выше. НДПИ (налог на добычу природных ископаемых) к оплате составляет – 1.82 тыс. руб. за тонну. Соответственно, компании, как крупные, так и мелкие, работают в убыток по добыче. Однако у крупных нефтяных компаний есть возможность покрывать убытки за счет цен на бензоколонках. Мелкие же компании, по словам Н.Шуляр из «ИнфоТЭК», находятся в катастрофическом положении. Они объявили, что через два месяца у них могут быть арестованы счета за неуплату налогов, подчеркнула Н.Шуляр.
Таким образом, ФАС едва ли способна кардинально изменить ситуацию с ценой на бензин.
Гендиректор ИД «ИнфоТЭК» считает, что правительству надо работать быстрее. В частности, даже решение по снижению экспортной пошлины еще не утверждено. Постановления правительства на этот счет до сих пор нет. Даже цена добычи нефти в 2 тыс. руб. за тонну рассчитана при пошлине $119.1 на тонну. Если посчитать себестоимость добычи нефти при пошлине в $192 на тонну, то компании «вообще бы ушли в минус», описала тяжелое положение нефтяников Н.Шуляр.
Аналитик Rye, Man&Gor Securities Константин Юминов считает, что проблема закономерна. Цена нефти упала с июльских пиков почти на 60% с $147 долларов за баррель до почти $30 на сегодняшний день.
В европейских странах, обычно, если цены на нефть падают, уменьшаются цены и на бензин. В России же ситуация гораздо сложнее. Когда цены нефти стали падать, то цены на бензин, авиатопливо и дизельное топливо держались. Частично это было вызвано действиями трейдеров и перекупщиков. Таким образом, высокая цена бензина – «вина» не только крупных нефтяных компаний. Однако, крупные нефтяные компании также ответственны за недешевеющий бензин. Дело в том, что, начиная с сентября-октября, экспорт чистой нефти стал убыточен, рассказал К.Юминов. Компании же пытались для себя компенсировать убытки за счет прибыли, получаемой с продаж нефтепродуктов, как более маржинальной продукции.
Если сейчас компаниям обрубить этот канал покрытия убытков, то ситуация станет еще сложнее, уверен аналитик Rye, Man&Gor Securities. Если неграмотно реформировать НДПИ и экспортную пошлину, то можно ожидать значительное ухудшение конъюнктуры на нефтяном рынке. Мелкие игроки сразу отпадут, и на рынке вообще может остаться мало компаний, отметил К.Юминов.
Более того, необходимо отдавать себе отчет в том, что сегодня бюджет России в значительной степени зависит от налогов с нефтяных компаний. Например, «ЛУКОЙЛ» является крупнейшим налогоплательщиком в России, даже Газпром меньше платит, рассказал аналитик Rye, Man&Gor Securities.
Вместе с тем, претензии ФАС понятны. Ведь специализацией антимонопольного ведомства является борьба справедливый рынок. ФАС выполняет свою работу. Однако с точки зрения долгосрочного прогнозирования, меры ФАС недальновидны. Последние наложенные штрафы на крупных игроков нефтяного рынка были достаточно высоки. Эти штрафы, безусловно, будут оспариваться, считает К.Юминов. Положение мелких игроков – еще печальнее, согласился К.Юминов с Н.Шуляр.
Дарья Юрищева