«Белые воротнички» создают свой профсоюз. На «мобилизацию» офисную интеллигенцию вынуждает кризис и связанные с ним увольнения-сокращения. Однако едва ли такая организация станет авторитетной и уважаемой работодателями. По крайне мере, в ближайшее время.
«Белые воротнички» - управленцы и офисные работники - выступили с инициативой создания своего профсоюза. Подобных организаций в России ранее не существовало. На «мобилизацию» офисную интеллигенцию вынуждает кризис и связанные с ним увольнения и сокращения. Как известно, в первую очередь, финансовые и экономические неурядицы пошатнули устойчивость нарождающегося «среднего класса». В частности, сокращение персонала в первую очередь коснулось звена менеджеров.
О создании нового профсоюза стало известно по итогам встречи членов антикризисной группы «Единой России» по офисным служащим с представителями управленческого и офисного персонала. На этой встрече был представлен Манифест инициативной группы по созданию профсоюза офисных и управленческих кадров России под девизом «”Вместе”: организация удесятеряет силы». Как заявлено в Манифесте, под «белыми воротничками» понимаются работники интеллектуального труда, от секретаря до руководителя организации.
Учредительная конференция профсоюза «белых воротничков» будет проведена в ближайшее время, скорей всего в начале 2009 года.
По предварительным оценкам, в новый межотраслевой и межрегиональный профсоюз войдет порядка 1 млн человек (с учетом офисных работников). «Мы не противопоставляем себя работодателям. Мы настаиваем, что решение проблем не должно происходить за счет одной стороны», заявлено в Манифесте инициативной группы.
Однако будет ли подобный механизм по настоящему действенным? Специалисты по трудовым отношениям выразили обоснованные сомнения.
Главный научный сотрудник НИИ Труда и социального страхования, кандидат экономических наук Роберт Яковлев в интервью Bigness.ru заметил, что в принципе создание подобного профсоюза – «хорошая инициатива». Но для того, чтобы профсоюзная организация стала активным защитником прав трудящихся – профсоюз целесообразнее создавать по отраслям и территориям. По словам Р.Яковлева, наиболее эффективно в России работает территориальный профсоюз. У такой организации есть возможность договариваться с властью на местах. Организовать же подобную работу по всей стране и по всем отраслям проблематично. «Россия – страна, которая живет территориями», - отметил главный научный сотрудник НИИ Труда и социального страхования.
Вице-президент Всероссийской Конфедерации Труда (ВКТ) Василий Мохов сложности в работе будущего профсоюза видит в том, что его создание инициировано на собрании политической партии. По его словам, политические структуры «как правило, не очень разбираются в профсоюзной специфике». Вице-президент ВКТ отметил, что если инициатива по созданию профсоюза исходит от любой политической структуры - такая профсоюзная организация во многом будет носить симулятивный характер. В.Мохов напомнил, что в России уже имеется некоторый опыт создания профсоюзных организаций политическими партиями. Например, КПРФ создавала некий профсоюз «Защита». Однако практически все подобные эксперименты не были успешными, отметил он. В первую очередь, создание политструктурами организации по защите прав работников сложно потому, что в неангажированном профсоюзе имеются представители разных политических ориентаций. Лоббирование любого политического направления уменьшает потенциальное количество членов профсоюза.
Гендиректор кадровой компании Glasford International Валерий Поляков также выразился скептически по поводу «не столько создания нового профсоюза, сколько становления его в приемлемые сроки в качестве авторитетной организации, к мнению которой работодатели прислушиваются».
В.Поляков согласен, что «офисные работники и управленцы» - слишком расплывчатое определение. По его словам, мировая практика показывает, что наиболее эффективными и влиятельными становятся отраслевые организации. В.Поляков не смог вспомнить аналогичных «широких» зарубежных организаций.
Лишь к концу 2009 года «станет ясно, получится ли из этой инициативы что-то серьезное», - считает В.Поляков. Офисные же работники относятся к разным профессиям, и у них нет четко сформулированных общих интересов, кроме самозащиты. Он согласен, что конъюнктура сегодня способствует некой консолидации интересов «белых воротничков». В связи с кризисом «стулья под работниками задрожали, и они пытаются как-то объединиться, чтобы защитить свои интересы». В то же время, офисные работники – очень разные люди. Например, средний и высший менеджмент – достаточно «лояльны компании». Они едва ли поддержат подобную инициативу, считает В.Поляков. «Объединяться» преимущественно будет так называемый «офисный планктон». Иными словами, те сотрудники, которые не играют в компании значительной роли и, как правило, «менее оплачиваемые».
Кроме того, В.Поляков отмечает, что психология офисных работников в принципе не способствует переходу «в оппозицию».
Вице-президент ВКТ В.Мохов также считает помехой в борьбе за свои права «забитость» российской интеллигенции, которая работает в офисе. Они часто поступаются своими социальными правами (в том числе соцстраховкой, «белой зарплатой», четким временным графиком и пр.) за большую зарплату. Прежде всего, в Росси нет продолжительной традиции защищать свои права, как в Америке и Европе, посетовал вице-президент ВКТ.
Дарья Юрищева