Обострение «газовых» отношений с восточнославянскими соседями под новый год уже стало традиционным. Споры, как обычно, связаны с определением цен на газ на будущий год, а также с накопившейся задолженностью. Эксперты уверены, что позиция России в отношении Украины и Белоруссии должна быть дифференцирована по политическим причинам.
Под конец года конфликты с российскими соседями по поводу поставок газа стали обычным делом. В этом контексте главной интригой уходящего 2008-го года стал долг Украины за газ. По сообщениям Газпрома, задолженность "Нафтогаза" за поставки газа в сентябре-ноябре, по оценке российской стороны, с учетом пени и штрафов составила $2.4 млрд, а с учетом декабря выплаты оценены в $3.057 млрд.
В пятницу украинская корпорация «Нафтогаз Украины» разъясняла, почему заявила, что оплатила газ, поставленный из России в сентябре и октябре.
Непогашение долга за ноябрь украинская сторона объясняет тем, что согласно взаимообязующим документам, оплата за прошедший месяц осуществляется в течение следующего месяца.
Ответ Газпрома на эти заявления еще не известен. Споры о цене на газ с Украинской стороной всегда отличались напряженностью.
Споры о цене на газ с Украинской стороной всегда отличались напряженностью.
Белоруссия в свою очередь из-за падения цен на нефть хочет покупать газ у России по более низкой цене. Эксперты отмечают, что за политическую лояльность к России у Белоруссии есть больше шансов получить преференции.
Белоруссия инициирует переговоры с Россией о снижении цен на газ в связи со снижением мировых цен на нефть. Контракт между Газпромом и Белтрансгазом определяет формулу цены на газ для Белоруссии с 1 января 2008 года как соответствующую формуле цены при поставках российского газа в Европу, но с понижающими коэффициентами на 2008-2010 годы (0.67, 0.8 и 0.9 соответственно). Президент Белоруссии Александр Лукашенко 22 декабря на переговорах с российским президентом также планирует договориться о более низкой цене на газ.
Эксперты сходятся во мнении, что «газовые» вопросы не являются исключительно экономическими. Поэтому политическая составляющая будет во многом влиять на разрешение споров.
Газпром занял достаточно жесткую позицию в отношении Нафтогаза. Так как зима в этом году достаточно холодная, Украине скорее всего придется приложить все усилия, чтобы оплатить задолженность, отметил Вячеслав Кочетков из ИК «Финам».
По мнению В.Кочеткова, «Нафтогаз» непосредственно заинтересован в разрешении конфликта. В то же время В.Кочетков не исключает, что если деньги не будут переведены до конца года, то газ будет отключен.
Руководитель экономических программ «Центра исследований корпоративных отношений» Вячеслав Бутко считает, что выход из сложившейся ситуации для украинской стороны один: рассчитываться с долгами и договариваться о поставках на будущий год. В.Бутко также добавил, что Украинской стороне, прежде чем договариваться о поставках газа на следующий год, необходимо сделать реалистичный прогноз относительно того объема, который этой стране будет действительно необходим - в связи с экономической рецессией, потребности в топливе могут быть снижены. Кроме того, он подчеркнул, что расчет по долгам был сделан и озвучен Газпром. Украинская компания в свою очередь официального расчета не озвучивала.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Назип Байков также подчеркнул, что компромисс должен быть найден сторонами. По его словам, Украина загонит себя в еще более тяжелую экономическую ситуацию, если не договорится с Газпромом. По его словам, альтернативным разрешением споров может быть, например, предложение России прав собственности на какие-либо украинские активы. Такой вариант был бы выгоден России. Украинской же стороне выгоднее такой вариант: Россия расплатиться за транзит газа с Украиной за год вперед. Из этих же денег украинская сторона в свою очередь погасит свою текущую задолженность. Однако, по словам Н.Байкова, подобное решение не устраивает российских партнеров.
Старший аналитик по нефти и газу Альфа-банка Ширвани Абдуллаев подчеркивает, что ситуация в этих вопросах «политизированная». Ш.Абдуллаев также отметил, что «жить без газа невозможно», поэтому некое положительное решение скорей всего будет найдено.
Однако аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров рассказал, что у Газпрома возможности отключить газ ограничены. Ведь если газ не перекачивается, его необходимо где-то складировать. По словам Д.Александрова, у России и Украины примерно одинаковые свободные объемы хранилищ. Украина в принципе может продержаться то время, которое Газпром может позволить не подавать газ, описал техническую составляющую проблемы Д.Александров.
Что касается прогноза развития взаимоотношений с Белоруссией, то, с одной стороны, цены на нефть в последнее время действительно сильно упали. С другой стороны Белоруссия и так покупает газ по цене гораздо ниже европейской, отметил В.Кочетков. Повышать стоимость газа для Украины и снижать для Белоруссии экономически нецелесообразно. Однако, по словам В.Кочеткова, нельзя исключать, что Белоруссия взамен предложит Газпрому, например, контроль над какими-либо активами.
Ш.Абдуллаев пояснил, что контрактная стоимость газа привязана к цене на нефть, действовавшей на период заключения нынешнего контракта. Поэтому цены на газ падают медленнее, чем нефтяные. Вероятно, Белоруссия попытается попросить Россию идти на уступки и продавать газ по цене, рассчитанной по формуле, связанной с сегодняшней ценой на нефть. С политической точки зрения российскому правительству имело бы смысл пойти на уступки взамен на другие уступки, отметил аналитик Альфа-банка.
Н.Байков из ИМЭМО РАН уверен, что с Белоруссией в этом вопросе надо «быть мягче». Во-первых, потому что с Беларусью у России самые тесные экономические отношения. Кроме того, у России и Белоруссии тесные дружеские политические взаимоотношения. Как заметил Н.БАйков, при «приближении» НАТО к Польше, Белоруссия становится «форпостом» России.
Договорится же Белоруссии и России скорей всего удастся только в следующем году, считает Д.Александров из ИК «Файненшл Бридж».
Дарья Юрищева