Мировой автопром перестанет радовать многообразием – кризис вынуждает автомобильные корпорации укрупняться. Два американских крупнейших автопроизводителя начали переговоры о слиянии. Российский рынок не останется в стороне от этой тенденции.
Еще на прошлой неделе глава итальянского автомобильного концерна Fiat Серджио Маркионне в интервью изданию Automotive News Europe заявил, что финансовый и экономический кризис смогут пережить всего пять-шесть независимых автопроизводителей.
По мнению главы Fiat, в мире останется по одному автопроизводителю в США, Германии, Японии и Китае. Кроме того, сможет выжить одна европейско-японская компания и, возможно, еще одна чисто европейская, перевели слова С.Маркионне РИА-Новости.
И вот, первые вести - в четверг стало известно, что американские автопроизводители General Motors и Chrysler (оба входят в так называемую «детройтскую тройку» крупнейших автоконцернов США) возобновили переговоры о слиянии, после того как собственник Chrysler - Cerberus Capital Management LP - дал сигнал о готовности уступить часть своей доли в компании. Несколько недель назад GM и Chrysler уже вели переговоры о слиянии, однако к соглашению не пришли.
Кроме того, Chrysler в среду уже заявила о полном прекращении производства по меньшей мере на один месяц, в связи с уменьшением спроса.
«Проблемы автопрома, особенно американского, были видны невооруженным глазом еще в конце прошлого и начале этого года», - рассказал в интервью Bigness.ru управляющий директор инвестиционной группы AG Capital Александр Агибалов. Сегодня, на фоне упадка мировой экономики, к этому прибавились проблемы других производителей, отметил он.
Безусловно, такое положение дел приведет к перераспределению этого рынка. Автопроизводителей ожидают слияния, поглощения, банкротства. В течение 5 лет на рынке останется 3-4 самых крупных игрока, отметил аналитик AG Capital.
Крупные компании в кризисной ситуации, безусловно, рассчитывают на помощь своих государств, подчеркнул А.Агибалов. По его мнению, эта помощь «рано или поздно помощь будет оказана», несмотря на активно продолжающиеся споры по законопроекту о финансовой помощи национальному автопрому в США.
На вопрос, какие же компании сегодня имеют больше всего шансов пережить кризис, нет однозначного ответа. С одной стороны, на данный момент в наиболее тяжелой ситуации пребывают американские автопроизводители. Однако кризис их настиг еще ранее и был вызван иными причинами, чем у производителей в других странах.
Поскольку большинство компаний кризис коснулся только в конце 2008 года, наибольшие сложности могут ждать их еще впереди. Тем не менее, наиболее уверенно себя на данный момент чувствует T oyota, отметил А.Агибалов.
Каких неприятностей можно ожидать российским производителям? А.Агибалов подчеркнул, что на российском рынке работает много предприятий по сборке иностранных автомашин. Доля сборочных предприятий составила порядка 40% в текущем году, отметил он.
В настоящее время российское правительство ввело протекционистскую меру в отношении автопрома: увеличило пошлину на ввоз новых иномарок. Такая мера должна привести к росту локализации сборки автомобилей на российском рынке. Ведь иностранным концернам будет выгоднее ввозить комплектующие, а не готовые модели, рассказал А.Агибалов.
Таким образом, можно прогнозировать, что «хотя бы в следующем году объемы сборки в России должны не упасть», считает он. По крайней мере, предпосылки к тому созданы.
Что же касается продаж машин российских производителей, в том числе «надежды и позора российского автопрома» - АвтоВАЗа - их объемы будут падать. Тенденция сокращения доли российских автомобилей на рынке последние несколько лет в России и так была достаточно сильной. По словам А.Агибалова, «потребитель проголосовал за качество».
Несмотря на сегодняшние протекционистские меры, кризис показал включенность российской автопромышленности в мировую. Ведь уже сегодня 25% компании АвтоВАЗ принадлежит французской Renault. По всей видимости, волна слияний и поглощений не минует российских машиностроителей
Дарья Юрищева