В России вступает в силу регламент на молоко и молочную продукцию, ориентированный на права потребителей. В частности, по новому регламенту молоком может называться только цельное молоко. А все молоко, изготовленное с добавлением сухого, переводится в категорию молочных напитков. Однако подобная мера ударит по производителям и может вызвать рост цен на молоко в новом смысле этого слова.
В России в среду вступил в силу технический регламент на молоко и молочную продукцию, согласно которому устанавливаются требования к безопасности молока и молочной продукции, а также к терминологии, упаковке и маркировке, включая требования к информации об их наименовании, составе и потребительских свойствах.
Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» разграничивает понятия натурального молока и напитков, восстановленных из порошкового молока. Согласно регламенту, если в состав продукта входит хотя бы 1% сухого молока, то продукт должен называться «молочным напитком».
Документ направлен на стимулирование спроса на цельное молоко и повышение рентабельности его производства. Кроме того, выделяются такие группы молочной продукции, как молочный продукт, молочный составной продукт, молокосодержащий продукт, побочный продукт переработки молока. Вся молочная продукция, вырабатываемая российскими предприятиями, согласно техрегламенту, должна получить новые сертификаты.
«Переходный период» может продлиться до полугода. Аналитик компании «Атон» Ксения Аношина предполагает, что от принятия Регламента производителям никаких положительных изменений ждать не придется. На рынке есть ожидания, что регламент увеличит стоимость продуктов и снизит маржу у компаний. Кроме того, К.Аношина предположила, что с введением разграничения «молока» и «молочного напитка», большинство граждан будет стараться покупать молоко.
Цельное же молоко в себестоимости более дорогое. Производители же «молочных напитков», что бы стимулировать спрос на свою продукцию «были бы рады снизить цены, но у них не будет на это возможности», отметила К.Аношина. Таким образом, цены на молоко в новом понимании должны будут вырасти.
Молоко, которое превратиться в «молочный продукт», вероятно, будет стоить столько же, сколько стоит сейчас. В то же время, некоторая часть людей, тем более в условиях кризиса, будет экономить на молоке и отдавать предпочтение молочным продуктам. Поскольку в трудные времена люди традиционно экономят на мясе и молоке в угоду макаронам и хлебу.
Кроме того, К.Аношина отметила всегдашнюю российскую поспешность с проведением реформ. «Производителям не успели многое объяснить в срок, не отрегулировали требования», рассказала она. Например, в законе не отрегулирована цикличность производства. Поскольку зимой коровы доятся хуже, чем летом, в холодное время года процент содержания сухого молока выше, чем в теплое. Поспешное введение Регламента может привести к дефициту молока, а дефицит, в свою очередь, приводит к удорожанию, подчеркнула К.Аношина.
Таким образом, можно ожидать, что цены через какое-то время все равно подскочат. В первом же квартале будущего года эффект от нововведения будет отрицательным в первую очередь для производителей. У них, как отмечалось выше, снизится рентабельность. В первую очередь пострадают, вероятно, игроки второго ранга. Их рентабельность и выручка могут снизиться, поскольку они не смогут возложить возросшие издержки на конечного потребителя.
Аналитик ГК «Алор» Анна Люканова также предполагает, что цены на молоко в новом понимании вырастут. Цены же на «молочные напитки», по мнению А.Люкановой производители будут держать на том же уровне, что и сейчас, чтобы быть конкурентоспособными. А.Люканова видит причины к удорожанию молока также в увеличении Россией пошлин на импорт. В связи с ростом пошлин, цены на импортные товары, в том числе на молочные возрастут.
Тем самым создается благоприятная ситуация для отечественных производителей молока, поскольку «наши товаропроизводители смогут себе позволить больший ценовой диапазон для конкуренции». Кроме того, по словам А.Люкановой, в долгосрочной перспективе молоко и молочные продукты в любом случае подорожают в связи с инфляцией.
Дарья Юрищева