Первый раунд борьбы за спасение американского автопрома окончился поражением автомобильных концернов. Даже в обрезанном варианте он провалился в Сенате. Легендарную «детройтскую тройку» автопроизводителей (Ford, Chrysler и General Motors) ждет мрачное будущее, уверены эксперты.
На прошлой неделе в Сенате США прошло обсуждение плана предоставления антикризисных займов американскому автопрому на сумму $14 млрд. Заседание носило закрытый характер и о его содержании стало известно только в конце недели.
Камнем преткновения стала позиция профсоюзов. Представители республиканской партии, в качестве одного из условий предоставления помощи, требовали от Объединенного профсоюза рабочих автопромышленности согласиться на урезание зарплат со следующего года. Профсоюзные лидеры не согласны идти не эту меру, по крайней мере, до 2011 года.
Неизвестно, что будет в 2011 году, но банкротство американских автоконцернов может начаться уже на следующей неделе, сказал Bigness.ru аналитик финансовой компания UMIS Эдуард Коваленко. Американские автогиганты обременены колоссальной долговой нагрузкой, которую просто нечем рефинансировать на фоне кризиса ликвидности и обвального падения спроса на автомобили.
Изначально американский автопром просил у властей кредит в размере $50 млрд на компенсацию затрат на опытные разработки экономичных автомобилей (в рамках общенациональной стратегии снижения топливной зависимости). В Конгрессе США эту сумму ополовинили. К тому моменту автопроизводители уже не скрывали, что без внешних вливаний им просто не пережить кризис. В очередной редакции плана помощи они запросили $34 млрд. Конгресс посчитал более уместной цифру в $14 млрд. хватит на три года
«Даже если “Большая тройка” получит обещанные $14 млрд., то эти деньги они проедят уже к марту», - сказал в интервью Bigness.ru директор по связям с общественностью ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский.
Позицию американских профсоюзов, из-за которой сорвалось выделение кредита, Вязовский называет «безответственной».
Однако, по мнению начальника отдела рыночной аналитики ФК «Открытие» Валерия Пивеня, «автомобильный» профсоюз просто боится брать на себя ответственность за возможные последствия снижения зарплат. При любом исходе дебатов по вопросам помощи реструктуризация автогигантов вряд ли обойдется без ухудшения положения работников и сокращения штатов, уверен эксперт. «Компании остаются крайне неэффективными во многом из-за высоких затрат на трудовые ресурсы», - сказал он в интервью Bigness.ru. Вместе с тем, соглашение на снижение зарплат может создать серьезный прецедент, который могут попытаться повторить в других отраслях, говорит наш собеседник. «Думаю, что профсоюзам автомобильных компаний не очень хочется брать на себя ответственность за такие последствия», - предположил он.
Основной торг по плану спасения американского автопрома только начинается, уверен Алексей Вязовский из «Калиты-Финанс». Законодателям уже удалось лишить топменеджеров и директоров General Motors, Ford и Chrysler многомиллионных бонусов, кроме того, автогигантов обязали продать убыточные направления (например, GM выставила на продажу свое шведское подразделение Volvo).
В свою очередь, В.Пивень считает, что при любом развитии событий «большую детройтскую тройку» ждут распродажа активов (прежде всего – заграничных автомобильных компаний), масштабная реорганизация с целью разделения прибыльных и убыточных направлений деятельности в разные бизнес-единицы, смена собственников.
И дело даже не в стабилизационном кредите. «Если Большая тройка и получит обещанные $14 млрд., то эти деньги они проедят уже к марту, - говорит А.Вязовский. - Ведь спрос на машины в США падает стремительными темпами, а General Motors, Ford и Chrysler – крайне закредитованные предприятия, выпустившие долговые обязательства на миллиарды долларов. Так что будущее американского автопрома нам видится в мрачных тонах».
В.Пивень из «Открытия» более оптимистично смотрит на будущее автопрома США – он не погибнет, уверен эксперт. По его мнению, «часть бизнеса будет продана, относительно здоровые узлы сведены в самостоятельную корпорацию».
При этом наш собеседник призывает не забывать экстремальный характер существования американской экономики: «в этих условиях Белый дом может придумать какие-либо способы поддержки автомобилестроителей, не требующие одобрения конгресса», - говорит эксперт.
Сергей Малинин