Получили неожиданную квитанцию на уплату неведомых долгов по квартплате? Вы не одиноки – с этим сталкивается все больше россиян, даже тех, у кого никаких долгов не было и в помине. Вполне может оказаться, что вас заставили платить за своего соседа, или же вас пытаются «развести» мошенники. Кто виноват и что делать в такой ситуации? У системы ЖКХ оказались свои подводные камни. О них лучше знать заранее. И в некоторых случаях – игнорировать необоснованные претензии.
Неожиданные долги по квартплате – явление частое, и оно уже успело обрасти легендами. В частности, бытует мнение, что таким образом коммунальщики закрывают долги злостных неплательщиков, заставляя платить за них совершенно посторонних людей. Как бы это ни было удивительным, но… так оно и есть! Если, конечно, квитанцию не подбросили мошенники.
Пресс-секретарь Государственного учреждения Инженерной службы (ГУИС) Москвы Оксана Масамрех рассказала Bigness.ru о московской системе расчета платежей. По ее словам, на сегодняшний день расчетная операционная система не зависит от человеческого фактора. Чтобы начислить кому-либо долги нарочно и неправомочно, необходимо «сильно постараться». В базу данных Единой автоматизированной системы учета включены каждый дом и квартира в отдельности. Все льготы учитываются автоматически.
Однако с долговыми квитанциями есть несколько моментов, которые стоит запомнить.
Первый нюанс, о котором необходимо знать: если, например, в квартирном приборе индивидуального учета водопотребления была неисправность, то на период поломки тарифы применяются не по факту использования, а по нормативам.
Второй момент: необходимо помнить о том, что кто-то из ваших соседей задним числом может быть освобожден от уплаты коммунальных платежей за некий период, и эта недостача будет распределена по остальным жильцам многоквартирного дома.
Напомним, согласно законодательству каждый имеет право на перерасчет коммунальных платежей, если фактически не проживал по месту прописки более 5 дней.
Предоставлять документы об отсутствии можно в течение месяца по возвращению. В этом случае возможны неприятные сюрпризы для соседей, так как при проведении перерасчета, плата, начисленная отсутствовавшему жильцу, перераспределяется поровну между всеми остальными жителям, не имеющим приборов индивидуального учета водопотребления.
О.Масамрех привела следующий пример: семья дипломата, прописанная в небольшой пятиэтажке, была в заграничной командировке в течение трех лет. По приезду, члены семьи подали документы на перерасчет. В результате, жители стандартной пятиэтажки получили за три года долговые квитанции за воду, газ и водоотведение (канализацию) на сумму порядка 7 тыс. руб. каждый. Застраховаться от подобных неожиданностей, по совету О.Масмарех, можно подключением приборов индивидуального учета воды. Тем более, что для проживающих в муниципальных квартирах и малоимущих в Москве подобные приборы устанавливаются бесплатно по Программе Правительства Москвы.
Еще одним поводом «необоснованных» долговых квитанций может стать несвоевременная оплата. Существует срок внесения оплаты – до 10 числа каждого месяца. Например, квартиросъемщик замешкался и заплатил 11 числа, эти деньги будут проводиться от одного до пяти банковских дней. Таким образом, деньги могут поступить в коммунальную службу уже 16 числа. Однако система автоматически начинает начислять квитанцию на новый месяц и, соответственно, долговую квитанцию уже 15 числа. Нынешний кризис к тому же вносит сбои в функционирование банков. Бывали случаи, когда банки задерживали платежи до двух месяцев, рассказал О.Масамрех.
Если же человек уверен, что он уже все оплатил, такую квитанцию действительно можно проигнорировать, подчеркнула пресс-секретарь ГУИС Москвы. Но лишь в том случае, если есть возможность документально подтвердить все факты оплат.
Юрист Общества по защите прав потребителей Дмитрий Лесняк рассказал, что достаточно часто в почтовые ящики раскладываются квитанции, внешне похожие на квитанции ЕИРЦ (Единый информационно-расчетный центр), но с реквизитами третьего лица. В этом случае мы имеем дело с мошенничеством, и бороться с ним иначе, как внимательностью к заполнению квитанции, невозможно.
При получении настоящей квитанции, но с задолженностью, которая кажется вам необоснованной, сначала необходимо обратится в организацию, счет выставившую. В этом солидарны опрошенные Bigness.ru специалисты. В организации должны предоставить акт сверки взаиморасчетов. Если же бухгалтер по каким-то причинам отказывает вам в предоставлении информации, дальше можно обращаться и как в Общество защиты прав потребителей, так и в судебные инстанции.
Д.Лесняк в свою очередь заметил, что знает примеры из практики, когда банк задерживал выплаты на полгода. Чтобы разобраться в ситуации также требуется время.
Несмотря на вышеизложенные нюансы, О.Масамех отмечает, что Автоматизированная система управления (АСУ) Москвы работает идеально. Все сложности - результат человеческого фактора.
Сверх того, этот московский системный продукт - АСУ «Информационное обеспечение ЕИРЦ» - заинтересовал Латвию и Германию. В России же эта программа внедряется с 2007 года. К августу 2008 году к системе подключены все районы Москвы.
В заключение скажем, что поговорка «осведомлен - значит вооружен» остается актуальной. Если же недоразумение с Вами все-таки произошло, боритесь за свои права!
Дарья Юрищева