В условиях глобального финансового кризиса автоконцерны во всех странах испытывают проблемы. Правительства западных стран ищут деньги на модернизацию своих автопроизводителей. В России такие вопросы решают дешевле и проще – за счет собственных граждан.
Мировой кредитный кризис привел к снижению доходов граждан почти по всей планете, что не замедлило сказаться на автомобильном рынке. За последние месяцы резко упали продажи автомобилей «детройтской тройки» (Crysler, Ford, General Motors), европейских автопроизводителей, и даже китайских. Не осталась в стороне от этого процесса и Россия. Снижение продаж принуждает к остановке конвейеров как «АвтоВАЗ», так и заводы по отверточной сборке автомобилей.
Правительства по-разному пытаются решить проблемы «своих» автопроизводителей. В США сейчас обсуждается предоставление кредита в $15 млрд на «поддержку штанов». Несмотря на то, что на кону сотни тысяч рабочих мест, на Капитолийском холме придирчиво оценивают целесообразность пожарных мер по спасению своего автопрома. В Китае один из крупнейших автопроизводителей Chery Automobile получил от государства кредит на сумму $1,5 млрд, часть из которой будет потрачена на международную экспансию.
А в деревне Гадюкино – дожди… В последние месяцы российскими чиновниками был принят ряд поправок и озвучено несколько инициатив, призванных поддержать отечественный автопром – в первую очередь, «АвтоВАЗ». Кроме ужаса у автовладельцев они ничего не вызывают.
Начнем с того, что стало былью. В среду премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление правительства об увеличении ввозных пошлин на автомобили всех типов. На новые автомобили (до трех лет) ввозная пошлина увеличилась с 25% до 30%. Пропорционально возросла стоимость таможенной очистки, привязанной к объему двигателя. Для автомобилей в возрасте от трех до пяти лет фиксированная пошлина увеличилась ненамного – с 25% до 35%, однако «растаможка» по объему двигателя (наиболее распространенная для подержанных машин) выросла в 3-4 раза. На автомобили старше пяти лет введены высокие заградительные пошлины. До правки законодательства пошлинный заслон ставился на машины старше семи лет. (Таблицу со старыми и новыми пошлинами смотрите здесь)
Кроме того, в ближайшее время окончательно будет оформлен запрет на ввоз иностранных товаров без разрешения на то правообладателей и официальных импортеров. 15 января следующего года должен собраться совместный пленум Верховного суда РФ и Верховного арбитражного суда, на котором и будут официально приняты соответствующие разъяснения к Гражданскому кодексу. Несмотря на, казалось бы, широкий охват этого положения, «кошмарить» будут в основном «серых» автодилеров, о чем свидетельствует нынешняя правоприменительная практика.
Напомним, этими «разъяснениями» мы обязаны корпорациям BMW, Nissan и Toyota – этой осенью они потребовали от российских властей запретить ввоз любого товара под принадлежащей им маркировкой, если у владельца товара отсутствует разрешение производителя.
На выходе это создаст невозможность для «серых» дилеров работать легально, а на рынке ценовой диктат полностью перейдет в руки «официалов», о жадности которых автовладельцы готовы слагать легенды.
Пока эти меры касаются лишь юридических лиц – граждане в частном порядке до сих пор вправе безбоязненно ввозить в страну автомобили по старым пошлинам. За счет таких «челноков» и будет выживать бизнес по перегону автомобилей. Но рано или поздно власти закроют и этот канал – это слишком очевидно, чтобы сомневаться.
Но и это еще не все. Власти рассматривают еще две креативных идеи: запретить в России эксплуатацию автомобилей с правым расположением руля, а также ввести предельных возраст эксплуатации автотранспортных средств. И если первая идея чревата потерей российского Дальнего Востока, где около 80% трудоспособного населения тем или иным образом связана с бизнесом по перегону «праворульных» машин из Японии, то вторая станет приговором для пожилых российских дачников, вполне успешно эксплуатирующих как российские изделия, так и иномарки 15-20 лет отроду.
Данная статья не предполагает дискуссии о том, является ли среднестатистический Mercedes, Toyota или BMW в таком возрасте безнадежным хламом. Но жизнь показывает, что машины этих производителей без труда и огромных затрат «ходят» и дольше.
Ради чего все это затеяно? Очевидно, что главной целью властей является стимулирование внутреннего производства автомобилей, а также мотивация спроса на новые автомобили. Что реально будет на выходе? Это мы тоже знаем наперед – барьеры на ввоз импортных машин вводились и раньше.
Машины будут дорожать – сначала ввозимые, а потом и «made in Russia». Местные автопроизводители чутко отслеживают конкурентную среду. Каждое повышение пошлин «АвтоВАЗ» отмечал поднятием цен на свою весьма специфическую продукцию. Сейчас же цены будут поднимать и производства «отверточной сборки». О таких намерениях заявила, в частности, Toyota, имеющая свой заводик в селе Шушары, что под Питером.
Однако в этот раз ситуация будет еще более издевательской. В то время как по всему миру автопроизводители снижают цены на свою продукцию, дабы адаптироваться к падению доходов населения из-за кризиса, в России, которой еще предстоит испытать все радости «экономической турбулентности», машины будут дорожать.
Логика наших властей прозрачна, как слеза младенца. На недавней пресс-конференции один известный чиновник высокого ранга так объяснял, почему при дешевеющей нефти россиянам придется покупать все такой же дорогой бензин: раз накопили денег на машину, то будьте добры субсидировать всех остальных за счет налоговой составляющей в цене на моторное топливо.
Действительно, зачем ломать голову над выделением автопрому кредитов, как это делают в других странах. Можно все переложить на плечи автомобилистов, тем более до недавних пор российский автомобильный рынок считался растущим и дефицитным.
Да и кто будет кормить рабочих «АвтоВАЗа», и так получающих сущие копейки. Кто будет кормить заводских и профсоюзных топ-менеджеров, получающих шестизначные ежемесячные компенсации.
Рост цен на привозные машины неизбежно увеличит спрос на бюджетные иномарки, собираемые в России, а также на изделия родного автопрома. В качестве и безопасности той и другой категории автомобилей есть серьезные сомнения – достаточно взглянуть на статистические данные, которыми располагают диагностические лаборатории.
В качестве эпилога хочется напомнить о шаге General Motors. В ожидании стабилизационного кредита от Белого дома, эта огромная транснациональная корпорация обратилась к американскому народу… с извинениями. Письмо называется «Обязательство GM перед американским народом». В нем говорится: «Несмотря на то, что мы по-прежнему лидер продаж в Соединенных Штатах, мы признаем, что мы разочаровали вас. Временами мы нарушали ваше доверие, позволив нашему качеству упасть ниже стандартов отрасли, а дизайну автомобилей стать невыразительным».
Вашингтон не помогал своим автопроизводителям заградительными пошлинами. Цены на автомобили в США могут шокировать несведущего россиянина – они ниже в 1,5-2 раза, чем в бедной России. И при этом крупнейший автоконцерн не требует закрыть границы от японских и корейских конкурентов, а извиняется перед потребителями!
«АвтоВАЗ» продает по цене бюджетных иномарок автомобили, которые многими экспертами признаются устаревшими и небезопасными. Лишь последние серийные автомобили «АвтоВАЗа» получили удовлетворительные оценки по безопасности на краш-тестах по международным стандартам – но и по этим параметрам им далеко до современных американских, японских и европейских машин. При этом неконкурентоспособность «АвтоВАЗа» субсидируется из карманов россиян. Не пора ли извиниться «АвтоВАЗу»?
Сергей Малинин