Голь на выдумки хитра

Традиция деловых подарков прочно укоренилась в России. В этом году при выборе таких подарков приходится быть особенно изворотливым: и финансовая ситуация не та, да и повторяться стало дурным тоном. Корпоративные сувениры должны «работать», уверены профессионалы.

За последние годы большинство россиян уже привыкло на новогодние праздники получать от коллег и партнеров подарки. Например, отраслевым журналистам приходилось получать за раз несколько календарей, ежедневников, ручек, и, если повезет, флэш-карт. Что ожидать в преддверии этого Нового года, когда большинство компаний сокращают свои маркетинговые расходы?

В целом кризис серьезно сказался на рынке сувенирной рекламы. В этом году большой радостью будет достичь уровня продаж прошлого года, тогда как последние лет пять рынок рос на 20-25% в год, поделился печальной динамикой исполнительный директор Российской ассоциации поставщиков и производителей сувенирной продукции (РАППС) Виктор Левченко.

Сегодня ведется много споров о необходимости дарения подарков. Появилась даже новая социальная инициатива «Благотворительность вместо сувениров», сутью которой является использование средств компаний, которые расходуются на подарки для партнеров и коллег, на помощь незащищенным категориям россиян. Вместо подарков бизнес-партнеры получают соответствующее уведомление о том, что они по факту стали причастны к акту благотворительности.

Подобные инициативы не имеют ничего общего с маркетинговыми коммуникациями, благотворительность и бизнес-подарки - два абсолютно разных вида деятельности, считает В.Левченко.

Однако традиции дарения деловых подарков в России вековые, поэтому отказываться от них полностью никто не станет. Корпоративные подарки могут быть весьма и весьма эффективной маркетинговой коммуникацией, рассказал исполнительный директор РАППС.

Согласно уже проведенным в США исследованиям, стоимость контакта при дарении подарков в 8 раз дешевле, чем при обращении через печатные СМИ, и в 5 раз дешевле, чем через телевидение. Стоимость контакта – показатель, часто применяемый в исследованиях рекламного бизнеса.

Например, компания потратила $100 тыс. на рекламу на телевидение. Рекламу посмотрело 100 тыс. человек, но из необходимой целевой аудитории было только 5 тыс. человек. Таким образом, цена контакта составила $20. Если же компания подарила тем же 5 тыс. человек ручки к празднику по цене $4, то цена контакта составит именно $4, поскольку при дарении подарка каждый раз осуществляется прямая коммуникация, пояснил В.Левченко.

По словам В.Левченко разговоры о бесполезности подарков появляются в результате того, что некоторые компании не внимательно относятся к своим вложениям такого рода. Пластиковый пакет ерунды еще не означает выгодной маркетинговой инвестиции. В результате у клиентов скапливаются уже упомянутые стопки ежедневников, ручек, календарей.

Нужно быть креативным, чтобы эффективно тратить свои ресурсы, подчеркнул В.Левченко.

В целом, стремление к креативности, неповторимости и оригинальности В.Левченко назвал общей тенденцией для рынка. Что интересно, эта тенденция в текущем году только усилилась.

Каждый маркетолог, задумавшийся о подарках, должен ответить себе на несколько вопросов: что дарить; когда; кому; зачем; и как?

Вопрос «как?» не менее важен, чем остальные. Ведь самое главное в подарке, чтобы ваша целевая группа поняла, почему вы сделали именно этот подарок. Здесь возникает вопрос легенды, иными словами - послания, которое «закодировано» вами в сувенире, объяснил В.Левченко.

Каждый корпоративный подарок должен обладать легендой. Более того, даритель должен продумать, как эту легенду расшифровать адресату. Если даритель вручает подарок непосредственно, он может все объяснить на словах; если подарок вручается через курьера, послание должно стать понятным получателю из открытки, самого подарка или же упаковки.

Кстати внимание к упаковке уделяется все больше, в том числе и в текущем году.

В связи с финансовым кризисом многие компании перешли в более дешевый сегмент подарков и спрос на недорогие, но «креативные» подарки действительно увеличился, отметила директор по развитию компании «Ренессанс Колледж» Ольга Загородняя. Все понимают, что недорогие подарки должны быть интересными, эмоциональными и, что особенно важно в условиях кризиса, позитивными, рассказала она.

Кроме того, О.Загородняя поделилась интересными примерами подарков, сделанных «Ренессанс Колледж».

Так, например, подарок для российских и зарубежных партнеров компании «Лукойл Оверсиз Холдинг Лтд.», управляющей зарубежными проектами «ЛУКОЙЛ» по нефтеразведке и нефтедобыче. Заказчику нужен был подарок, близкий и понятный людям как в России, так и во многих других странах, рассказала О.Загородняя. Решением стало «Русское лото» в стиле «ЛУКОЙЛ». Упаковка игры подарка обклеена «геологической картой» с указанием месторождений «Лукойл».

По словам О.Загородней, в этом году особенно популярны были аксессуары немецкой компании Braun Buffel. Компания выполняет все аксессуары (от портфеля до визитницы) из натуральной кожи быка черных и красных цветов. И к тому же логотип компании – серебряный или золотой бычок - совпадает с символом наступающего 2009 года.

Кроме того, наша собеседница привела несколько примеров подарков, наиболее удачных по сочетанию цены-эффективности-оригинальности.

«Искусство выживания» - такой слоган украсил корпоративный подарочный набор одного из известных банков. В наборе - все, что необходимо человеку для выживания в сложных, экстремальных условиях: спички, рыболовные крючки, нож, леска, компас, гвозди, саперная лопатка. Получился подарок полезный, функциональный, идейный и с юмором.

«Согреться - значит выжить» - такой набор в вещмешке включает теплый мягкий плед, складной стаканчик, флягу карманную и, конечно, «согревающий» напиток. Цена подарка невысока – зато спрос огромный, отметила наша собеседница.

Топ-10 идей для корпоративных подарков в этом году:

1) Набор елочных украшений в виде фруктов

2) Набор для шампанского «Гусарский»

3) Сувениры от Braun Buffel

4) Маленькая стильная елочка

5) Керамические фигурки бычков

6) Блюдо для оливок

7) Мини-шкатулка в форме снеговика

8) Настольный «вечный» календарь

9) Песочные часы двойные

10) Часы песочные «смайлик».


Дарья Юрищева
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.