Россиянам, взявшим кредит до разгара финансового кризиса, посчастливилось получить значительно меньшие процентные ставки, нежели тем, кто берет заем сейчас. Однако сегодня государство может «попросить поделиться» процентной выгодой.
Еще год-два назад россияне могли получить кредит на жилье или автомобиль по ставкам 9-12% годовых. Но, даже если им посчастливилось получить кредитный договор с жестко фиксированной процентной ставкой, их может ожидать разочарование в налоговой инспекции.
Все дело в законе, налагающем налог на прибыль с кредита, полученного под ставку ниже, чем ставка рефинансирования российского Центробанка. В связи с недавними повышениями этой ставки до 13%, актуален вопрос: что делать человеку, получившему кредит до всех повышений этой ставки?
Банки уверены, что в такой ситуации перед налоговой инспекцией ответственен сам клиент. Согласно статье 212 Налогового кодекса РФ, налогом облагается «превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора».
Напомним, что ставка рефинансирования Центрального Банка РФ - это процентная ставка, которую Центробанк использует при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования. Предполагается, что эта ставка сформирована рынком по некоторым наиболее активным операциям Центрального банка, и применяется для взаимодействия с коммерческими банками.
Ставка рефинансирования не отражает рыночный характер операций. Она является сопутствующим механизмом по сдерживанию инфляционных процессов в России. При снижении темпов инфляции, снижается и ставка рефинансирования, при повышении, увы, повышается. Кроме того, когда ставка ЦБ понижается, в выигрыше остаются заемщики, а вкладчики проигрывают, лишаясь части прибыли от своих вложений, и наоборот.
Управляющий банка «Западный банк» Илья Михалев отмечает, что в каждом кредитном договоре у каждого банка есть определенные условия по поводу кредитной ставки как таковой. Как правило, она фиксированная и банк не в праве увеличивать ее в одностороннем порядке. Если в договоре указывается, что банк в праве изменять ставку в одностороннем порядке, он не преминет воспользоваться ситуацией и выровнять свой интерес до рыночных реалий.
И.Михалев подчеркивает, что повысить ставку, если это не оговорено в договоре, очень сложно. Если же ставка фиксированная, то клиент, как налоговый агент, обязан удерживать материальную выгоду, выплачивать налог на прибыль. Это касается и тех кредитов, которые были выданы до повышения ставки. Однако ответственность перед налоговой инспекцией в таком случае ложится на самого клиента, который должен самостоятельно вносить соответствующие пункты в налоговую декларацию. Наш собеседник подчеркнул, что банк не ответственен за возможную неуплату налога в таком случае.
Что же выгоднее клиенту: платить налог или переходить на новые условия банка? И.Михалев считает, что платить налог выгоднее, поскольку изначально налог увеличивает процентную ставку примерно на 0.5% годовых. Практических примеров действия подобного механизма, И.Михалев, к сожалению, вспомнить не смог.
Дарья Юрищева