Ответ россиян на мировой финансовый кризис – большее потребление водки. Однако, они станут меньше запивать её пивом. Об этом говорит статистика и наши эксперты.
Потребление водки в России в 2009 году из-за последствий мирового финансового кризиса вырастет по сравнению с докризисным периодом на 8-10% - до 15 л на человека в год, рассказал президент консалтингового агентства «Качалов и Коллеги» Игорь Качалов. В то же время потребление пива, наоборот, сократится на 7-8% - до 80 л на человека в год с 85-90 л; вина - на 12-15% до 7-8 л на человека в год против 8-9 л в докризисный период.
Как И.Качалов уточнил в интервью Bigness.ru, прогноз компании основан на трех факторах. Во-первых, у России есть опыт переживания кризиса. В 1998 году финансовая ситуация была схожая, хотя и в разы худшая. Тогда тенденция роста спроса на водку была еще более заметной. Во-вторых, у аналитиков есть уже сложившиеся параметры определения динамики спроса. В-третьих, по словам И.Качалова, прогнозы опираются на уже отмеченную в ноябре тенденцию.
По данным участников алкогольного рынка, падение продаж дорогого алкоголя (от 250 руб. за бутылку) и рост продаж водки в ноябре уже зафиксирован, особенно в регионах, рассказал И.Качалов. Директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз в интервью Bigness.ru уточнил, что потребление падает не столько в зависимости от характера напитка (водка, вино или пиво), сколько от его ценовой категории.
В.Дробиз отметил, что потребление алкогольных напитков в среднем ценовом сегменте стало сокращаться еще до российского кризиса, в 2007 году, тогда как последние 4 года до этого, средний ценовой сегмент «очень активно развивался». Спад в сегменте middle был вызван возросшим уровнем инфляции, кризис же только усилил эту тенденцию. В то же время спада в сегменте premium ожидать не приходиться. Поскольку, по словам В.Дробиза, потребитель элитного алкоголя станет совершать покупки не в ресторанах, а в рознице. В условиях кризиса это логично, ведь традиционная наценка заведения составляет 500-400%.
Иными словами потребитель premium класса уйдет из ресторанов и кафе в розничную торговлю.
В элитных бутиках продажи алкоголя также вероятно упадут, отметил эксперт. Безусловно, в таких условиях потребление дешевой водки (как легальной, так и нелегальной) будет расти, согласился с нашим предыдущим собеседником В.Дробиз. Потребление вина же будет сокращаться. Традиционным для России напитком по прежнему остается водка, а в кризисный период пробуждается национальное самосознание, горько пошутил В.Дробиз.
Еще одним печальным последствием кризиса для рынка алкоголя директор ЦИФРРА назвал нарушение системы бизнес-доверия. Компании не получают кредитных денег, поставщики не получают денег от ритейлеров и пр. Наибольший удар придется на федеральные компании, считает В.Дробиз. Региональные производители в такой ситуации постараются максимально сосредоточиться на рынках своего региона, чтобы не отправлять продукцию далеко.
Потребление пива по мнению В.Дробиза, напротив, вероятнее всего вырастет. Более 90% рынка занимает дешевое пиво, что наверняка сделает этот напиток востребованным в кризисное время.
Однако рост потребления водки будет связан не только с ее более дешевой стоимостью по сравнению, например, с виски и коньяком. Как отметил в интервью Bigness.ru представитель психологического тренинг-центра «Синтон» Денис Шевцов, распространения алкоголя вообще в нашей российской культуре связано с желанием уйти от проблем. Соответственно, чем больше проблемы, тем, увы, чаще народ обращается к алкоголю. Для этих целей отнюдь не нужно покупать какой-либо дорогой бренд.
И.Качалов также подчеркнул, что в росте продаж водки важную роль играет иллюзия антидепрессивной функции алкоголя.
Дарья Юрищева