Вступление России в ВТО снова откладывается, на этот раз из-за смены власти в США. Однако на то есть и другие причины. Россия сама не стремится интегрироваться в ВТО, в условиях кризиса эта задача вообще не является первоочередной. Российские власти в принципе не имеют достаточных мотивов для ускорения переговоров, считают опрошенные Bigness.ru специалисты.
Присоединение России ко Всемирной торговой организации (ВТО) в очередной раз откладывается. Как заявил директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, отсрочка связана со сменой власти в США, а также с назревшей необходимостью завершения Дохийского раунда.
По словам М.Медведкова, переговорный процесс в декабре полностью будет посвящен Дохийскому раунду, времени на Россию не хватит. К завершению затянувшегося на долгие годы Дохийского раунда недавно призвали главы стран АТЭС на саммите в Перу и лидеры G20 на встрече в Вашингтоне.
Главный спор на Дохийском раунде идет между развитыми и развивающимися странами относительно уровня сельскохозяйственных субсидий и тарифных мер защиты рынков.
Насколько России вообще необходимо вступление в ВТО? Научный руководитель Центра исследования постиндустриального общества Владислав Иноземцев в интервью Bigness.ru сказал, что данное вступление «не приоритет для России, по крайней мере, для российского руководства».
В.Иноземцев отметил, что сама по себе задача вступления – важна, но не в ближайшей перспективе. По его мнению, последние 3-4 года переговорный процесс по этому поводу продолжается «для отвода глаз».
На сегодняшний день, большая часть российской политической экономической элиты связана с сырьевыми ресурсами. Нефть и газ в ВТО вообще не регулируются, подчеркнул он.
Координатор научных программ, доцент Международного института экономики и финансов Алексей Белянин также отметил, что Россия не много выиграет от этого присоединения.
В то же время наш собеседник считает, что проблема вступления России в ВТО все-таки разрешится позитивно. «Рано или поздно мы там окажемся», отметил он. Для прояснения ситуации необходимо как минимум подождать смены администрации США.
По его словам, то, какие отношения сложатся у новых хозяев Белого дома с Кремлем - ключевой фактор в этой проблеме. Если отношения будут нормальные, то вопрос будет решен в рабочем порядке.
Актуальна ли проблема вступления во Всемирную организацию в условиях кризиса? Этот вопрос не праздный. Ведь по итогам последнего саммита G20, лидеры стран договорились отказаться от установления протекционистских барьеров, что дублирует основной принцип ВТО - либерализацию мировой торговли.
В.Иноземцев считает, что итоговое коммюнике Саммита, в котором отмечена необходимость снижения препятствий конкуренции, едва ли окажет значительное влияние на ход событий. Если Россия не хочет брать на вооружение уже существующие жесткие нормы совместного трудового соглашения и нормы ВТО, то эти рекомендации вообще «пустой звук», отметил он.
На взгляд В.Иноземцева, сегодня идея любых международных форумов бессмысленна. Нового Бреттон-Вуда не может быть объективно, в первую очередь потому, что финансовая и валютная системы сегодня гораздо более сложные. Отрегулировать их такими же обязывающими соглашениями, как договоры Бреттон-Вуда, невозможно, подчеркнул В.Иноземцев.
Бреттон-Вудская система — международная система организации денежных отношений и торговых расчетов, установленная в 1944 году. Система положила начало таким организациям, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ).
Алексей Белянин же считает, что решения Саммита – «правильная мера». В кризисной ситуации в некоторых странах товары не могут найти себе потребителя на внутреннем рынке, им выгодно что, рынки держат открытыми.
Однако он отметил, что эта мера полезна не всем странам. Например, для Китая это жизненно необходимое условие, поскольку без западных рынков сбыта его экономике не справиться. Российской властью подобные правила игры «справедливо оценивались неоднозначно», подчеркнул А.Белянин.
В российской экономике есть ряд конкурентоспособных секторов, большинство же отечественных отраслей не в состоянии достойно участвовать в конкурентной борьбе на мировом рынке. Получается, что сильные отрасли (нефтегазовая, металлургическая) эффективны и без вступления. Для всех остальных отраслей присоединение к ВТО вызвало бы еще большие трудности, проиллюстрировал ситуацию А.Белянин.
Как рассказал В.Иноземцев, единственным выгодоприобретателем от вступления в ВТО станут граждане, поскольку оно обеспечит усиление конкуренции на рынке и, соответственно, снижение ввозних тарифов и ставок. Однако едва ли выгоды населения повлияют на принятие решений властными структурами, выразил сомнение В.Иноземцев.
В целом, от вступления положение России не улучшится, но и скорей всего не ухудшится, считает А.Белянин.
Кроме того, наши собеседники сошлись во мнении, что проблема вступления нашей страны в ВТО будет решаться самой Россией. Дело не в том, что Россию не хотят принимать в ВТО, а в том, что Россия не рьяно стремится туда войти.
Непримиримая же позиция Грузии касательно России, возможно, станет некоторой преградой на пути вступления, но несущественной, считает А.Белянин.
В.Иноземцев напомнил пример Израиля, против вступления которого выступал весь арабский мир.
В общем и целом, в период кризиса проблема вступления в ВТО – не первоочередная тема.
Дарья Юрищева