В России с 1 декабря вводится новая система оплаты труда (НСОТ) работников федеральных бюджетных учреждений вместо ранее существовавшей единой тарифной сетки. Теперь зарплата бюджетников будет зависеть от эффективности их труда. В целом, отход от советской уравнительной системы эксперты расценивают позитивно. Однако законопроект не лишен подводных камней.
Новой системой будет охвачено около 3.2 млн человек преимущественно в сферах здравоохранения, образования, культуры.
Как рассказал замминистра здравоохранения и социального развития РФ Александр Сафонов в интервью РИА Новости, согласно новым условиям, зарплата должна будет состоять из трех составляющих: оклада, компенсационных надбавок за особые условия труда (у кого они есть), стимулирующих надбавок (премии). Заработок работника теперь будет напрямую связан с качеством и количеством выполняемой им работы.
Стоит отметить, что заработная плата работника, в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше зарплаты, выплачиваемой на основе действующей ныне Единой тарифной сетки (ЕТС) при условии сохранения объема должностных обязанностей.
Финансовое обеспечение перехода на новые системы оплаты труда сопровождается увеличением фондов оплаты труда федеральных бюджетных учреждений на 30%. На введение НСОТ в 2009 году планируется затратить порядка 114 млрд руб.
Важно также, что с 1 января вводится закон о новом минимальном размере оплаты труда (МРОТ), который составит 4330 руб., что напрямую скажется на тех же бюджетниках.
Прежняя система оплаты труда – по единой тарифной сетке - предполагала только тарифную ставку и компенсационные выплаты. Премии работникам в основном выплачивались за счет незакрытых вакансий. Теперь же непосредственно руководитель обязан сформировать из бюджетных денег не менее 30% премиального фонда, рассказал А.Сафонов.
Не осталась в стороне и оценка эффективности труда самого руководителя. По новой системе все министерства и ведомства должны заключить контракты с руководителями конкретных учреждений, установив критерии оценки эффективности их работы.
Еще один важный момент новой системы – заработная плата руководителя находится в жесткой взаимосвязи со средней зарплатой трудового коллектива.
Вместе с тем, новый порядок финансирования госслужащих содержит возможность для манипуляций с бюджетом, предположил в интервью Bigness.ru член ученого совета Российской Академии государственной службы, доктор экономических наук, профессор Николай Волгин.
Согласно норме, зарплата руководителя не может превышать среднюю зарплату служащих более чем в пять раз. Разработчики тем самым пытались мотивировать руководителя поднимать зарплату всем сотрудникам.
Однако, по словам Н.Волгина, показатель «средней температуры по больнице» может увеличиваться и за счет надбавок только высокопоставленным служащим, а не всему коллективу. Таким образом, эта мера не решит проблемы бедности, предупреждает Н.Волгин.
Еще одной недоработкой новой системы Н.Волгин назвал то, что центром не была оказана достаточная помощь в рекомендациях по системам оплаты труда. Как он отметил, «организациям была дана самостоятельность в разработке систем на местах, что, безусловно, демократично, однако не в каждом учреждении эти нормы были доработаны на достаточном профессиональном уровне».
Также не во всех учреждениях наличиствуют свои мощные центры мотивации труда.
Кроме того, анализ новых систем оплаты труда показывает, что в них очень слабо разработана мотивация соседних должностей, поскольку разрыв ставок не велик.
Например, в сфере образования, зарплаты доцента и профессора различаются минимально, также как и ставки кандидата наук и доктора наук, проиллюстрировал он. Таким образом, притупляется заинтересованность в росте квалификации, подытожил Н.Волгин.
В целом, Н.Волгин считает, что переход на новую систему оплаты труда – адекватная мера. Как минимум потому, что ЕТС не учитывала специфику труда врачей, учителей, работников культуры.
К безусловно положительным моментам нового закона он причисляет также увеличения фондов оплаты труда федеральных бюджетных учреждений на 30%, и привязку зарплаты к эффективности труда.
Главный научный сотрудник НИИ Труда и социального страхования, кандидат экономических наук Роберт Яковлев занимает более жесткую позицию по поводу нововведения. Оценивая новый закон, Р.Яковлев в интервью Bigness.ru сказал: «делается попытка получить от работника больший трудовой вклад за те же деньги, или даже меньшую зарплату».
Одним из подводных камней при расчете зарплаты он называет то, что оценка оплаты труда может быть слишком субъективной. Новая система не предполагает четких критериев оценки эффективности работы.
Кроме того, положительный эффект от увеличения фондов оплаты труда федеральных бюджетных учреждений на 30%, будет нивелироваться высоким уровнем инфляции.
В то же время Р.Яковлев не считает, что новая система оплаты труда вызовет сокращение штатов в бюджетных учреждениях. Главный научный сотрудник НИИ Труда и социального страхования сомневается, что руководители захотят проводить увольнения, чтобы повысить зарплату отдельным сотрудникам.
Р.Яковлев считает, что массового освобождения кадров наверняка не будет. К сокращению бюджетные организации скорее подтолкнет развивающийся кризис, а не новая система оплаты труда.
Дарья Юрищева