Продажа произведений современного искусства падает. Участники галерейного бизнеса разводят руками - спрос на интеллектуальную роскошь пал жертвой кризиса.
На наших глазах кризис происходит уже второй раз, констатировала в интервью Bigness.ru директор одной из авторитетных галерей современного искусства - XL Галереи - Елена Селина.
Галерейное движение в Москве появилось в начале 90-х годов. «Мы открывались, когда не было рынка современного искусства, затем долгий период было тяжелое время», - рассказала Е.Селина. Галерейное движение «только стало поднимать голову», как наступил кризис 1998 года.
«Как всегда после кризиса наступает период затишья, - отметила Е.Селина, - и он длиться около полугода». По прошествии этого срока уже можно будет делать выводы, есть ли выход из ситуации, и какой, считает руководительница XL Галереи. По ее словам, на рынке искусства кризис на этот раз начался с середины сентября, поэтому ситуация прояснится к марту. На сегодняшний день запросы о покупках есть, но они, безусловно, сократились, - описала текущее положение вещей Е.Селина.
Говоря о том, как кризис коснулся бизнеса в искусстве, исполнительный директор галереи «Айдан» (первой частной галереи Москвы, начавшей работать с современным искусством) Илья Вольф разделил деятельность, связанную с искусством, на две категории - проведение проектов и торговля произведениями искусства.
По его словам, проекты продолжают реализовываться, так как финансирование поступает по докризисным договоренностям, что же касается продаж, то тут изменения становятся уже заметны. Несколько снизилось количество продаж, есть случаи отказов от покупки уже зарезервированных работ.
Руководительница галереи XL также отметила, что сейчас в галерейный бизнес поступают деньги по сделкам, заключенным ранее. В тоже время наша собеседница считает, что еще рано делать какие-либо выводы. «Не думаю, что у покупателей сегодня нет денег, им просто неохота с ними расставаться», - считает она.
Собственные продажи галереи XL на ярмарке Frieze в Лондоне в октябре этого года Е.Селина оценивает хорошо: «Покупки, может быть по инерции, продолжались».
На галереи, специализирующиеся на современном искусстве, кризис влияет сильнее, чем на те, которые торгуют так называемым «интерьерным» искусством, обозначил печальную тенденцию И.Вольф.
Е.Селина также рассказала о сложностях галерей, выставляющих именно современное искусство.
Безусловно, такие работы более сложные для восприятия, рассказал наша собеседница. «Для того чтобы человек начал покупать актуальное искусство, он должен во многом разбираться и, в том числе, следить за аукционными продажами, которые сейчас не на высоте».
Если тебе предлагают, не раздумывая купить красивый букет цветов, то ты его купишь легче, чем, к примеру, полотна актуальной живописи, проиллюстрировала ситуацию она. В то же время Е.Селина отметила, что актуальное искусство – «единственная часть российского искусства (не считая мастеров авангарда начала XX века), которая начинала конвертироваться в мире и вызвала интерес не только российских покупателей, но и западных». В последние годы рынок довольно хорошо реагировал на современное искусство, у него были все шансы стать инвестиционно привлекательным, подчеркнула Е.Селина.
Наша собеседница надеется, что резкого ценового понижения на русское актуальное искусство за рубежом не будет. Однако Е.Селина не исключает, что произойдут некоторые ценовые корректировки, и число обращений сократится.
И.Вольф также не оптимистичен в прогнозах: «Поскольку кризис только набирает обороты, то и негативные изменения также будут усиливаться». Работы не упадут в цене, но снизится их ликвидность, считает он.
«Могу предположить, что галереям придется, отчасти, перепрофилироваться на торговлю интерьерными работами», - рассказал И.Вольф. Сейчас мы видим начальную стадию развития кризиса: свободных денег нет, люди изымают деньги из бизнеса. Но в какой-то момент наступит следующая фаза: люди будут искать, во что эти деньги инвестировать и, в целях диверсификации инвестиционной корзины, будут вкладывать деньги и в искусство тоже. Примерно оцениваю эти будущие вложения в 5% от всей суммы предполагаемых инвестиций.
Дарья Юрищева