Напряжение в ОПЕК возрастает вслед за падением спроса и сокращением прибыли нефти. Разногласия могут поставить единство членов картеля под вопрос. Однако, по словам аналитиков, такой исход вряд ли предвидится.
Нефтяной картель, поставляющий более 40% нефти на мировые рынки, пытается найти способ остановить падение цен на нефть. Страны-участницы ОПЕК разделились на две группы: «умеренные», во главе с Саудовской Аравией, могут допустить снижение цен на нефть в течение достаточно длительного периода, в то время как «радикалы», например, Иран и Венесуэла, настаивают на решительных действиях, чтоб остановить падение цен. Причинами «раскола» стали разная себестоимость добычи нефти в странах картеля, а также разная зависимость госбюджетов от нефтяных сверхдоходов.
Для стран с нефтезависимыми экономиками стало шоком трехкратное падение цен на нефть, свидетелем которого мы стали в этом году. Менее, чем за полгода нефть подешевела с июльского пика $147 за баррель до отметки ниже $55 за баррель, вернувшись на уровень трехлетней давности. Как прогнозируют эксперты Deutsche Bank, цена на нефть к апрелю 2009 году может снизиться до $40 за баррель. Средняя же цена нефти в Нью-Йорке в следующем году составит $60 за баррель.
Такой исход крайне не выгоден «радикалам», вследствие чего страны-члены ОПЕК сейчас разошлись относительно необходимости провести очередное и крупное сокращение объемов добычи.
Так, Нигерия заявила, что не хочет уменьшать производство нефти с тем, чтобы не лишиться в нынешнее сложное время валютной выручки. Опасается поспешных шагов и Саудовская Аравия. Лишь Иран, Кувейт и Венесуэла добиваются принятия ОПЕК решения об очередном сокращении объема добычи нефти. Напомним, месяц назад страны картеля договорились о снижении уровня ежедневной добычи на 1,5 млн баррелей. Очередная неформальная министерская встреча стран-членов ОПЕК состоится 29 ноября в Каире.
Аналитики говорят, что эту ситуацию вряд ли можно назвать из ряда вон выходящей, так как споры и разногласия возникают в ОПЕК каждый раз, когда речь идет об очередном возможном снижении квот на добычу. И сходятся во мнении, что противоречия сторон вряд ли могут привести к распаду картеля.
«Опыт показывает, что основным игроком является Саудовская Аравия, которая добывает больше всего нефти в мире, поэтому ее слово является ключевым. Если радикалы захотят выйти, то они вообще потеряют контроль над рынком, а это означит, что они не смогут лоббировать свои интересы и оказывать такую поддержку рынку, как снижение квот», - говорит ведущий аналитик нефтегазового сектора ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров.
Другой собеседник Bigness.ru, аналитик ИК «Атон» Владислав Буньков, считает, что в качестве способа обратить на себя внимание и получить дополнительный вес могут быть попытки создания новых объединений стран-нефтедобытчиков.
Но в ближайшие полгода вряд ли стоит ожидать каких-то однозначных решений о переделе власти или по структуризации ОПЕК, уверена начальник аналитического отдела финансовой компании UMIS Анастасия Ольшевская.
А вот аналитик ИК «Велес Капитал» Станислав Август считает, что разногласия спровоцированы давлением на ОПЕК, которое предпринимают западные страны, обвиняя картель в спекуляциях на фоне сложившегося кризиса.
«Западным странам невыгодна политика картеля в сдерживании цен на нефть, кроме того, его пугает сближение организации с Россией. Между тем, с этим утверждением можно поспорить, так как в цепочке ценообразования значительный вклад вносит спекулятивная игра», - говорит аналитик.
«Цены на протяжении последних 30 лет были достаточно низкими и сегодняшняя цена уже далеко не соответствует $30 за баррель в 1970-х годах, так как существенно выросли затраты на сервис и инвестиции. Позиция США и ведущих западных стан – необходимо увеличивать производство нефти, так как ее недостаток на рынке является причиной роста цен. Но, в то же время, проанализировав баланс спроса и предложения за последние 4 года, можно утверждать, что к 2008 году предложение на рынке нефти превысило спрос (см. изображение – прим. ред.), а на нефтяные котировки наибольшее влияние стали оказывать спекулятивные настроения (которые выражаются в реакции на геополитическую ситуацию, военные конфликты и т.д.)», - продолжает Станислав Август.
«В ситуации с конфликтом членов ОПЕК, я думаю, многое будет зависеть от позиции Запада. Если давление на картель существенно возрастет, то вероятен сценарий распада организации. Однако, я думаю, что трезвый подход членов картеля, понимающих, что совокупные усилия по стабилизации обстановки на рынке нефти позволит в будущем получать большие прибыли, позволит им договориться», - считает эксперт.
Что же касается снижения квот на добычу, то, как и у стран ОПЕК, у экспертов этот вопрос вызвал разные мнения.
Владислав Буньков считает, что, скорее всего снижение квот не произойдет, но страны, которые за это протестуют, могут снизить добычу у себя на территории.
«И придраться к ним никто не сможет, потому как ситуация с запасами и добычей нефти остается неоднозначной. Страны-радикалы не разрешают проводить у себя аудит запасов и проверить те цифры, которые они заявляют», - поясняет специалист.
Между тем, по словам Дмитрия Александрова, самый вероятный сценарий - это еще одно, пусть и не столь значительное, снижение квот.
«Но опять таки это будет определяться многими факторами. Ожидания холодной зимы в штатах и сохранение цены на уровне $52-55 за баррель приведет к тому, что снижение может вообще не понадобиться. Если же будет продолжаться сильное нисходящее движение котировок фьючерсов, то тут можно ожидать незначительное сокращение квот на добычу», - говорит он в интервью Bigness.ru.
А, по мнению Анастасии Ольшевской, квоты могут быть снижены в декабре, если нефть опустится ниже $40 за баррель. Но она отмечает, что пока к этому сигналов нет, так как отметка в $50 за баррель поддерживается и технически и психологически. Кроме того, эксперт ожидает некоторой коррекции в сторону повышения до $65-70 за баррель.
Отвечая на вопрос о влиянии раздоров картеля на настроения мировых площадок, Анастасия Ольшевская отмечает, что рынок постепенно привыкает к конфликтам ОПЕК, так как в том или ином виде они присутствуют всегда.
«А вот изменение состава, как, например, вхождение России или выход недовольных, может оказать недолгосрочный психологический эффект», - сказала она.
Екатерина Евстигнеева