Жизнь без рекламы - улицы без ярких плакатов, интернет без баннеров, фильмы без рекламных пауз - сегодня сложно вообразить. Может ли эта картинка стать реальностью? Рекламный рынок сегодня оказался в сложной ситуации, ведь в период кризиса большинство компаний сокращают расходы, в том числе и на рекламу. Как рассказали Bigness.ru участники рынка, ситуация неопределенная.
Спад на рекламном рынке налицо – он заставляет рекламщиков снижать издержки и цены. «Все компании колоссально сокращают рекламные бюджеты», - сказал в интервью Bigness.ru гендиректор рекламного агентства Media unlimited Александр Шестеряков. По его словам, а гентства недвижимости вообще замерли, как и многие производственные компании. «Заказы просто не поступают», - отмечает наш собеседник.
Не остался в стороне от кризиса и сегмент интернет-рекламы. «Часть рекламных кампаний, которые относятся к таким сегментам, как финансы, кредиты, и отчасти автомобильный бизнес, действительно свернуты», - поделился с Bigness.ru директор интернет-агентства Prior.ru Сергей Спивак.
Вместе с тем, он не спешит драматизировать ситуацию. «Пока за осень динамика не сильно отрицательная», - осторожно отзывается Спивак о ситуации. При этом «те медиапланы, которые были утверждены и от которых рекламодатели не отказались в первые дни кризиса, благополучно реализуются», - заверил С.Спивак.
Наиболее оптимистично смотрит на рынок ответственный секретарь комиссии экспертов АКАР Алексей Балабанов. «Не вижу серьезного спада ни в одном сегменте», - заявил он.
В то же время он признает, что экспертами отмечалось снижение темпов роста рекламы на радио и также замедление темпов роста рекламы в прессе, поскольку пресса «более медленное медиа, соответственно, более сложное». По поводу сокращения рекламы на телевидении А.Балабанов отметил, что «телевидение растеряло только тех клиентов, которым реклама на телевидении не просто не нужна, а противопоказана».
Например, агентству недвижимости ТВ-реклама абсолютно не нужна. Это «нонсенс», что она существует, считает А.Балабанов. Недвижимость предполагает достаточно большие вложения и столь массовая реклама просто не эффективна.
Кроме того, А.Балаванов высказал надежду, что с телеэкранов исчезнет реклама Газпрома. Поскольку инвестиции в такую рекламу – инвестиции в никуда. Такая реклама заказывалась компаниями исключительно для того, чтобы показать аудитории, насколько они серьезные игроки.
Однако глава Media unlimited считает, что спрос будет падать на все каналы распространения рекламы. Он выразил надежду, что какие-то шансы могут остаться у Интернет-рекламы. Он также подчеркнул, что рекламные услуги в прессе и на радио станут наименее востребованными. И эта ситуация должна найти отражение в прайс-листах медиа-носителей, уверен он.
«Мы - агентство, поэтому наша задача сейчас убедить телеканалы, что единственная возможность получить хоть какой-то рекламный бюджет - это снижать ставки по эфирному времени, а также убеждать клиентов, что сейчас не время уходить с рынка», - говорит наш собеседник.
На вопрос, наблюдается ли сокращение персонала по рекламному рынку, С.Спивак ответил, что, безусловно, компании начинают оптимизировать свои расходы. Однако увольнять сейчас квалифицированных сотрудников нецелесообразно - потом их будет трудно найти.
Еще летом на рынке наблюдалась нехватка опытных, квалифицированных кадров, напомнил наш собеседник. «Будут меры по сокращению расходов, но говорить о каких-то массовых увольнениях пока нельзя», - подчеркнул С.Спивак. Подобная тенденция может иметь место, если кризисная ситуация затянется до весны, отметил директор PRIOR.ru.
А.Шестеряков ответил: «Мы пока ничего не сокращаем, но, по крайней мере, и не набираем».
А.Балабанов из АКАР придерживается другого мнения и отмечает: «Безусловно, сокращение штатов проводятся. Любой кризис любое потрясение приводит к тому, что люди начинают избавляться «от лишнего жирка». Этот лишний жирок сейчас и увольняется».
Прогнозировать развитие отечественного рынка рекламы пока трудно, так как большинство клиентов будет принимать решение по вопросу своих бюджетов в январе-феврале, считает Сергей Спивак. Кроме того, он отметил, что сокращаются сроки, на которые компании готовы планировать свой бюджет.
А. Шестеряков отвечает, что « если будет какое-то повышение на фондовом рынке, это потянет за собой отрасль. На данный же момент все игроки рынка выжидают».
А.Балабанов надеется, что закончилось время получения денег из воздуха, пришло время их зарабатывания.
Дарья Юрищева