Новогодние праздники приближаются, не взирая ни на какой кризис. В какие страны россияне захотят и смогут отправиться на каникулах? Лейтмотивом политики туроператоров в кризисное время стала осторожность, в том числе и вопросе цен на туры.
Кризис в мировой экономике пока не привел к глобальному кризису туриндустрию. Однако на рынке царит осторожность – как со стороны операторов, так и со стороны клиентов.
«Безусловно, снижение спроса есть. На данный момент оно составляет порядка 30% по сравнению с прошлым годом», - сказала в интервью Bigness.ru исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
Эта тенденция характерна абсолютно для всех направлений, особенно пострадали программы в экзотические страны. Туроператоры скорректировали программы на Кубу, Таиланд, Мальдивы, - обрисовала ситуацию М.Ломидзе. Те объемы перевозок, которые были заявлены туристическими компаниями в начале осени, сокращены. Наиболее яркий пример: сокращение объемов в Доминиканскую республику втрое.
Второй наш собеседник – директор сети турагентств «Роза ветров» Наталья Ротмистрова – не склонна драматизировать ситуацию.
Она также отмечает снижение спроса на туруслуги. Но главной проблемой на сегодняшний день она называет снижение «глубины продаж», то есть сокращение сроков, за которые люди бронируют путевки. Нынешняя ситуация в экономике «способствует тому, что люди не планируют свои бизнес-поездки и познавательные туры заранее, как это давно стало принято в нашей стране». С этим соглашаетя и Майа Ломидзе из АТОР. Она напоминает, что в прошлом году бронирование новогодних туров началось еще в сентябре-августе. По некоторым горнолыжным направлениям в сентябре было забронировано порядка 80% предложений.
В настоящее время средняя глубина продаж – не более двух-трех недель, говорит М.Ломидзе.
Основные потери, по мнению Н.Ротмистровой, понес средний сегмент рынка, иными словами – падает спрос на предложения для так называемого среднего класса.
При этом в «Розе ветров» сохраняется спрос на дорогие «элитные» туры. Выбор направлений в этом сегменте так же остается традиционным, констатирует наша собеседница.
А вот в сегменте недорогих туров наблюдается увеличение спроса, который стремятся дополнительно подогреть туроператоры. В то же время, отмечает Н.Ротмистрова, интерес к эконом-сегменту не всегда означает, что люди потратят на отдых меньше: «это некое перераспределение средств покупателями, не исключено, что на месте клиенты готовы потратить больше».
Из направлений внутреннего туризма Н.Ротмистрова отметила, что по-прежнему востребованными остаются экскурсионные туры. Кроме того, в России активным спросом пользуются горнолыжные курорты.
Также сейчас популярно санаторно-курортное лечение, так как сезон отдыха и купания уже миновал. Например, интересны россиянам санатории региона Кавказских минеральных вод.
Примечательно, что не наблюдается снижение спроса на новогодние экскурсии в Великий Устюг на родину деда Мороза.
Как ни странно, есть направления, на которые спрос вырос. По данным АТОР, возрос интерес к турам в Израиль. М.Ломидзе связывает это в первую очередь с введением для россиян безвизового режима для посещения земли Обетованной.
Сохранение спроса в ряде сегментов – заслуга умеренной ценовой политики операторов, считает исполнительный директор АТОР. «В этом году цены не настолько выросли, как это было характерно для новогоднего периода нескольких прошлых лет», - отмечает она.
Предпраздничный рост цен на программы составляет 10-15%, а не традиционные 25-30%. «Цены на внутреннем рынке, также были скорректированы. В первую очередь, «я имею в виду предложения в Подмосковье, на Золотом кольце, и прочих направлениях до Урала», - говорит М.Ломидзе. На этом рынке операторы «очень аккуратно стали поднимать цены на праздничные предложения, поэтому можно надеется, что спрос не упадет сильно».
Тенденция снижения спроса касается как визовых, так и безвизовых направлений, - констатировала наша собеседница. С безвизовыми направлениями ситуация еще может скорректироваться ближе к праздникам, если заказы поступят в последние дни. Однако это едва ли изменит ситуацию кардинально, считает М.Ломидзе.
Самыми популярными новогодними направлениями, по данным исполнительного директора АТОР, в этом году стали Египет, европейские экскурсии (Прага, Париж, Рим) и все-таки экзотические направления – Тайланд, Куба, Доминиканская республика. Хотя на «экзотику» спад спроса ощущается больше всего, это, тем не менее, популярные новогодние направления, и пока они по-прежнему входят в Топ-10.
«Сейчас на рынке никакой паники нет, операторы очень внимательно отслеживают покупательский спрос и не стремятся заработать на сократившемся количестве клиентов все деньги, которые возможно заработать на новогодних праздниках», - резюмировала М.Ломидзе.
Клиенты также очень осторожны и аккуратны в выборе поездок, отметила она.
Дарья Юрищева