Долги за газ с украинских компаний могут быть взысканы через суд. Об этом президент РФ Дмитрий Медведев заявил после саммита АТЭС в Лиме. Газовые войны Газпрома и украинских партнеров в преддверии Нового года уже перестали быть неожиданными. Насколько Россия действительно готова «раз и навсегда решить» газовый вопрос с Украиной через судебные инстанции?
Аналитик Unicredit Aton Артем Кончин считает, что заявление России скорее политическое. На его взгляд, подобные заявления делаются обеими сторонами с политической подоплекой.
По словам А.Кончина, в этом году, в условиях кризиса Украине будут не так просто позволить себе высокие цены, о которых будет просить Газпром. «Странам лучше попытаться найти какой-то консенсус», - говорит он.
Как считает ведущий эксперт ИК «Финнам» Дмитрий Баранов, действия Газпрома в современных условиях кризиса ликвидности, понятны. Сегодня любая компания, в том числе Газпром, нуждается в средствах. В то же время, Д.Баранов отмечает, что едва ли Украина сможет уплатить долг в разовом порядке и, вероятнее всего, речь будет идти об отсрочке.
Главный редактор газеты «Киевский Телеграф» Владимир Скачко считает: «По большому счету, все договоренности о цене на газ между компаниями должны начинаться с нуля, и Россия имеет полное право назначать любую цену, даже не привязанную к цене на нефть и мазут».
Как рассказал В.Скачко, в 2005 году украинские власти сами нарушили имеющиеся договоренности и не подписали двухстороннее соглашение о формировании цен на газ в зависимости от мировых цен на нефть. Эти действия властей Украины предпринимались с целью выгадать более низкую цену на газ, однако оказались недальновидными.
Таким образом, Украина сама загнала себя в такое положение, что на нее не распространяется общепринятый метод определения цены на газ, привязанный к цене на нефть. Поэтому, с точки зрения договоренностей, Россия вправе установить цену, превышающую сегодня цену на европейском рынке, заметил украинский эксперт.
По словам В.Скачко, Украине следует определиться: либо соглашаться на преференции от России, либо наконец-то перейти на рыночные отношения. На текущий момент действия украинских властей непоследовательны: с одной стороны Украина хочет привилегий от нашей страны, а с другой, - не соглашается на политическую лояльность к России.
Вызывают критику В.Скачко и сегодняшние меры правительства Украины. «Наши власти только играют в пинг-понг ценовыми претензиями». Россия выдвинула требования, и, вместо того, чтобы попытаться их оспорить, Ющенко начинает с обвинений в адрес Тимошенко». В целом, как заметил В.Скачко, «в этой газовой неразберихе очень много политики». Действия украинских партнеров он считает замешанными «на меркантилизме и непрофессионализме».
По поводу заявления России о возможности обратиться в суд, В.Скачко отметил: «Такое развитие событий нельзя исключать. Вероятно, заявление было сделано российским президентом в эмоциональном состоянии, однако, Россия поступит грамотно, если задействует юридические механизмы».
«Основными претензиями к Кремлю со стороны Украины и западных стран являются как раз обвинения в попытках оказать экономическое давление с целью получения политических дивидендов», - говорит наш собеседник. Таким образом, обращение в международный суд за выяснением юридических нюансов поможет эти обвинения снять.
Если же у России найдутся существенные аргументы (а, по словам нашего собеседника, при отсутствии четкой правовой базы их можно легко найти), то она вполне может рассчитывать на успех. В этой ситуации дело будет зависеть юристов, которые в Москве более профессиональные и компетентные, чем в Киеве.
В то же время, В.Скачко надеется, что до отключения газа и «перекрытия краника» в этом году дело не дойдет.
Дарья Юрищева