Многим из тех, кто собирался купить машину этой осенью, пришлось скорректировать свои планы. Банки, скованные дефицитом ликвидности, не стремятся занять денег покупателям автомобилей. Однако кредитные структуры самих автопроизводителей заинтересованы именно в продажах автомобилей. Стоит ли искать наиболее выгодные условия кредитования именно у таких банков, и на какие подводные камни можно натолкнуться, Bigness.ru выяснял у специалистов.
Старший аналитик Ассоциации российских банков Сергей Григорян констатирует: «На всем рынке кредитования наблюдается сокращение объемов выдаваемых средств, в том числе по автокредитам. “Универсальные” банки в связи с удорожанием фондирования своих ресурсов вынуждены повышать ставки по кредитам. Их программы становятся менее привлекательными для потребителя».
Управляющий директор инвестиционной группы AG Capital Александр Агибалов объясняет снижение оборотов на рынке автокредитования двумя причинами: ростом кредитных ставок и повышением требований банков к заемщику. Последняя мера связана с психологией поведения потребителя в период кризиса, считает эксперт.
В трудной экономической ситуации человек может либо снизить свои затраты, либо наоборот, - жить сегодняшним днем и взять кредиты не думая о том, как их отдавать. Остерегаясь последнего, банки ужесточают требования к заемщику.
Однако у банков, аффилированных с автомобильными концернами, основной миссией остается поддержка спроса на автомобили путем предоставления доступных кредитов. Они более свободны в выборе стратегии увеличения кредитного портфеля.
Работая в рамках одного концерна, такие банки имеют больше возможностей для маневра с точки зрения понижения процентов и собственной прибыли, а также увеличения рисков.
А.Агибалов называет банки, связанные с автопроизводителями, на сегодняшний день единственными структурами, осуществляющими автокредитование практически в полной мере.
В качестве примера «кредитования от производителя» управляющий директор инвестиционной группы AG Capital привел акцию российского АвтоВАЗа (предлагающую скидку в 15 тыс. руб. на Lada Kalina ). Потребителю скидку предоставляет дилер, а завод должен компенсировать эту скидку дилеру.
В то же время, как отмечают аналитики ИК «Атон», в условиях кризиса даже аффилированные банки вынуждены повышать свои ставки, поскольку часто зависимы от своих зарубежных партнеров (и «материнских» организаций), переживающих трудные времена.
Например, кредитная организация компании Ford - Ford Credit - осуществляла программу под 4.9% годовых в долларах. В настоящее время банки, с которыми Ford сотрудничал, подняли свои ставки. Ford Credit пришлось поднять ставку в свою очередь до 6.9%.
В то же время, не стоит забывать о подводных камнях кредитования по низким ставкам. По словам директора по связям с общественностью ФГ «Калита-Финанс» Алексея Вязовского, его «бросает в дрожь», когда он видит автокредиты по нулевым ставкам.
«Разница в политике обычного банка и банка, аффилированного с автопроизводителями, в выдаче автокредитов заключается в дополнительных рисках, которые берет на себя второй. Когда я вижу, что автокредит выдается под 0% годовых – меня бросает в дрожь. Это означает, что банк субсидируется производственным автогигантом и ставки делаются на объем продаж, а не на банковскую рентабельность», - говорит эксперт.
«А что произойдет при резком спаде продаж (как сейчас повсеместно и происходит)? – продолжает Вязовский. - Кредиты-то уже выданы под низкую, нерыночную ставку – надо либо изменять условия займа задним числом (что впрочем, позволяется подобными договорами), либо терпеть убытки в то время, когда твои конкуренты зарабатывают на рыночных ставках».
«Одним словом, эпоха дешевых денег заканчивается и даже перепроизводство, которое наблюдается в автомобильном секторе, не сможет остановить удорожание автокредитов», - резюмирует он.
Дарья Юрищева