Государство уже потратило значительную сумму на борьбу с кризисом, а финансовые бури продолжают бушевать. Не пора ли подвести предварительные итоги эффективности предпринимаемых мер? Bigness.ru предложил специалистам дать оценку антикризисных мероприятий.
Ранее в ряде российских СМИ появлялось аналитическое мнение, что методы борьбы с мировым финансовым кризисом в большинстве стран мира и в России разительно отличаются. За рубежом значительная часть выделяемых правительствами средств направляется на предоставление госгарантий банкам, гражданам, компаниям (то есть государство по сути страхует от невозврата различных задолженностей). В России же предпочитают прямое направление финансовых средств в экономику.
Bigness.ru также попросил специалистов высказать свое мнение по поводу эффективности принимаемых в России мер.
Говоря об антикризисной политики в целом, начальник Аналитического управления ИГ «Атон» Вячеслав Буньков отмечает: «Та помощь, которую оказывает Россия банковскому и реальному секторам своей экономики коррелирует с той финансовой помощью, которая в настоящее время оказывается по всему миру».
Ведущий эксперт-исследователь Центра Макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Геннадий Солнцев считает, что последние принятые антикризисные меры «вполне всеобъемлющими и системны». Кроме того, как отмечает эксперт ЦМАКП, на сегодняшний день все принимаемые в России меры имеют аналоги за рубежом.
Нельзя сказать, что в России предпринимается что-то сверхоригинальное и новаторское. Единственная особенность в том, что соотношение объема помощи, который Россия уже пустила на борьбу с кризисом, и размеров самой экономики, то есть ВВП страны, значительно превышают аналогичное соотношение в развитых странах, говорит В.Буньков.
Так происходит потому, что «проблемы российских компаний сопоставимы с проблемами западными, а вот объем ВВП в России меньше».
В качестве еще одной особенности антикризисной поддержки В.Буньков указывает то, что: «в России в большей степени поддерживаются компании стратегических отраслей, которые получают кредиты значительно быстрее и проще».
Помощь всем остальным оставлена на усмотрения банков, в первую очередь ВЭБа, Сбербанка и ВТБ. Правительство прокредитовало эти банки на 700 млрд руб. Подразумевалось, что банки распределят деньги по всей системе, выдавая деньги конечным потребителям. «Однако пока это происходит довольно медленно и, как отмечают сами компании, они абсолютно не замечают и не ощущают реальной поддержки».
К сожалению, имеет место нецелесообразность использования банками кредитных средств. «Правительство, выделяя кредиты банкам, старается поддержать курс рубля. Банки же, в свою очередь, предпочитают эти средства конвертировать в иностранную валюту».
Кроме того, аналитик ИГ «Атон» считает довольно «странной мерой» поднятие ставки рефинансирования. «С одной стороны такая мера предусматривает предотвращение оттока капитала из России. Однако если мы посмотрим на опыт других стран, то чаще всего увидим, что такая мера только провоцирует валютных спекулянтов на дальнейшие атаки (на рубль - прим. ред.), а реальной помощи экономике не оказывает».
Получается, что в стране есть определенная нехватка кредитных средств, при этом повышается ставка рефинансирования, и такие средства становятся еще более недоступными. «Это, на мой взгляд, одно из основных противоречий принимаемых мер», - считает собеседник Bigness.ru.
Эксперт-исследователь ЦМАКП Г.Солнцев также считает, что меры по повышению ставки рефинансирования «не согласуются с остальными действиями государства и отчасти обесценивают их». В целом же, Г.Солнцев, считает политику российских властей по предотвращению кризиса «правильной».
Еще одним комплексом антикризисных мер является регулирование пошлин. В настоящее время начинают предприниматься протекционисткие меры, например по увеличению импортной пошлины на подержанные иномарки. Таким образом стараются защитить российский автопром, рассказал В.Буньков.
Если говорить об экспортных пошлинах, то сейчас предпринимаются все усилия, чтобы оказать помощь нефтяным компаниям, для того, чтобы экспортные поставки нефти стали хоть как-то рентабельны. Поскольку при текущих пошлинах экспорт нефти осуществляется для многих компаний в убыток – по крайней мере, нефтяники пытаются заверить в этом власть и общественность.
Однако у этого процесса есть и обратная сторона, поскольку снижение пошлин снижает поступления в бюджет, предупреждает аналитик ИГ «Атон».
Учитывая тот факт, что сейчас огромные средства тратятся на поддержку рубля и непосредственную поддержку компаний, возникают риски того, что весь государственный запас денежных средств будет довольно быстро израсходован.
Дарья Юрищева