Премьер-министр РФ Владимир Путин предложил с 1 января 2009 года существенно снизить ставки налога на прибыль. Это высвободит бизнесу свыше 400 млрд рублей, однако сами предприниматели мечтали о кое-чем другом.
В своем сегодняшнем выступлении на съезде «Единой России» российский премьер-министр выступил с идеей снизить со следующего года налог на прибыль. В частности, ту его часть, которая направляется в федеральный бюджет, уменьшить на 4%. Регионам же дать право сокращать свою часть налога на 10%.
Сейчас ставка налога на прибыль составляет 24%, в том числе 17,5% идет в региональный бюджет, а 6,5% — в федеральный. В настоящее время Налоговый кодекс РФ позволяет регионам сокращать свою часть ставки на четыре процентных пункта.
«Цена вопроса свыше 400 миллиардов рублей, и все эти деньги останутся в следующем году и будут работать в экономике», — сказал Путин, выступая в четверг на Х съезде «Единой России», говоря о необходимости сделать принципиальные шаги в связи со складывающейся ситуацией по прибыли предприятий.
Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин немедленно поддержал инициативу Владимира Путина, назвав её «мерой поддержки реального сектора». «С 1 января 2009 года мы готовы снизить налог на прибыль на 4 процентных пункта. Если бы мы имели нормальный экономический рост 6,7%, как мы планировали, это было бы порядка 500 миллиардов рублей. Сейчас мы думаем, что это будет меньше - миллиардов 400, что реально получат предприятия и воспользуются этим для исполнения своих обязательств, дополнительных инвестиций, поддержания своей текущей деятельности», - сказал Кудрин.
Выпадающие из бюджета налоговые поступления будут компенсироваться из резервного фонда, пояснил первый вице-премьер. «Мы воспользуемся средствами резервного фонда для прохождения сложных лет», - сказал Кудрин журналистам после съезда, добавив, что выпадающие доходы будут со временем сглажены ростом налоговой выручки в результате подъема экономики.
Неизвестно, как распорядятся появившимися возможностями региональные власти. Фактически, они получили в руки сильный инструмент по управлению своей привлекательностью для бизнеса. Подобные возможности у субъектов были лишь однажды. Напомним, до 2004 года регионы могли предоставлять огромные льготы по налогу на прибыль – до 10%, как сейчас предлагает премьер. Преференциями стали злоупотреблять крупнейшие нефтяные компании, регистрируя трейдеров в Мордовии, Калмыкии и на Чукотке. Поэтому с 2004 года эта практика была запрещена. Сейчас регионы вправе прощать компаниям лишь 4% из 24-процентной ставки налога на прибыль.
На сегодняшний день подобные послабления действуют в восемнадцати субъектах федерации. Как правило, размер снижения налоговой ставки зависит от дополнительных условий к инвестиционным соглашениям, либо от объемов инвестиций. Реже снижение ставки гарантируется всем без исключения компаниям, как, например, в Пермской области. Как показал опыт, снижение налога окупилось ростом объема налоговых платежей – бизнес стал активнее работать в этом регионе.
Вместе с тем, в условиях кризиса, привлекательность льготы по налогу на прибыль может быть сомнительной, считает Наталья Малофеева, заместитель генерального директора ЗАО «Международный консультативно-правовой центр по налогообложению» (МКПЦН).
«Больших прибылей в условиях кризиса ждать не приходится. Хорошо бы сработать без убытка. А раз так, то уменьшение суммы налога на прибыль будет не сильным подспорьем», - сказала она в интервью Bigness.ru.
В текущих условиях более благой вестью для бизнеса стало бы снижение НДС, считает эксперт. «По поводу НДС - его все равно приходится платить, даже если нет прибыли, за счет того, что НДС с выручки от реализации товаров (работ, услуг) всегда выше НДС, принимаемого к вычету (за счет отсутствия "входного" НДС в расходах на оплату труда, ЕСН и некоторых других, также пока не производится вычет НДС, уплаченного в составе авансов)», - отмечает наш собеседник.
Кроме того, снижение налогов может ослабить национальную валюту, опасается начальник Аналитического управления ИГ «Атон» Вячеслав Буньков.
«Если эта мера будет принята, возникает риск снижения поступлений в бюджет, а значит, все меньше средств будет выделяться на поддержку рубля. Это, в свою очередь, содержит определенную угрозу для дальнейшей динамики российской валюты, поскольку при текущих ценах на нефть получать дополнительные средства пока неоткуда», - сказал Буньков в интервью Bigness.ru.
Сергей Малинин