Россияне станут меньше есть – этого от них ожидают как аналитики, так и сами торговые сети. Как торговцы будут стимулировать (или подкармливать?) покупателя? За динамикой потребительского спроса на продукты питания следил Bigness.ru.
О текущей ситуации Bigness.ru расспросил в Агентстве маркетинговых исследований Symbol-Marketing и одну из крупнейших розничных компаний России Х5 Retail Group (сети «Перекресток» и «Пятерочка»).
Международный финансовый кризис, отчасти затронувший и Россию, сказался прежде всего на настроениях потребителей, отмечают в Symbol-Marketing. «Граждане России хорошо помнят различные кризисы, случавшиеся в России в различные годы. Ввиду чего, по привычке, начинают запасаться минимально необходимым набором продуктов – крупы, макароны, масло растительное, консервы, соль и сахар», - сказали эксперты агентства в интервью Bigness.ru.
Поэтому увеличения спроса следует ожидать именно на эти продукты. Сократится спрос в первую очередь на деликатесную продукцию и разного рода снэки (чипсы, сухарики, морские снэки).
Логично поинтересоваться, будут ли и каким образом участники рынка пытаться стимулировать спрос?
Как считают специалисты Symbol-Marketing, в период кризиса возможно увеличение появления у крупных рителейров товаров с private label (продукты под маркой торговой сети).
«Сейчас почти у каждой сети есть собственная линейка продуктов. Например, растительное масло и крупы «Перекресток», макароны и мука «Рамстор» и т.д. Как правило, они дешевле, нежели продукция раскрученных брендов. Соответственно, за счет более низкой стоимости, такая продукция будет пользоваться большим спросом».
Другой вариант развития – компании-производители будут стараться снизить себестоимость продукции за счет различных показателей, например, удешевления упаковки и проч.
На вопрос, для какой категории граждан изменение спроса будет наиболее характерным, Bigness.ru получил неутешительный ответ: «Как правило, в первую очередь, при любом кризисе страдают наименее защищенные слои населения – малообеспеченная прослойка, люди, с доходом ниже прожиточного минимума. По состоянию на конец 2007 года таковых в России было 18.9 млн человек».
«Мы полагаем, что в условиях кризиса покупатели будут сокращать расходы», - прогнозируют в Х5 Retail.
В такой ситуации напрашивается вопрос, какой формат сети окажется наиболее востребованным в период кризиса - супермаркет, гипермаркет, дискаунтер? Х5 Retail считают: «Логично предположить, что все больше внимания будет уделяться цене товара. Поэтому в выигрыше, скорее всего, окажутся дискаунтеры, такие как наша "Пятерочка"».
Что касается собственного развития, на этот счет в Х5 Retail настроены более оптимистично: «Мы сможем открыть достаточно большое количество «Пятерочек» в 2009 году даже при условии полного отсутствия доступа к внешнему финансированию».
Кроме того, как отмечают в Х5 Retail, кризис будет иметь и отрезвляющий эффект для участников российского рынка розничных сетей.
«Кризис, возможно, оздоровит российский продовольственный ритейл с точки зрения ассортимента. Ни в одном западном супермаркете не представлено, к примеру, больше трех брендов молока или растительного масла. А в России в магазине может присутствовать пара десятков брендов в одной категории. Их количество неизбежно будет сокращаться».
Дарья Юрищева