Испытывая колоссальные финансовые проблемы, американские автомобильные концерны сбрасывают принадлежащие им пакеты акций японских автопроизводителей. У «японцев» есть шансы и условия для выживания, у их американских коллег – практически нет.
На днях сразу две американские автомобильные мегакорпорации объявили о продаже принадлежащих им пакетов акций японских компаний. Ford Motor Co 19 ноября продаст 20% акций Mazda Motor Corp. Таким образом Ford планирует привлечь около $540 млн, которые будут брошены на решение текущих финансовых проблем концерна. Покупателем 6,9% акций выступит сама Mazda, остальное выкупит неназванный стратегический бизнес-партнер японской компании.
А в начале недели о продаже оставшихся акций Suzuki объявил концерн General Motors. Причем покупателем 3-процентный пакета станет сам японский автопроизводитель. Сумма сделки - $230 млн.
«Когда нужны деньги приходится продавать то, на что есть покупатель. В связи с плохими ожиданиями продаж на американском рынке в целом, высокой конкуренцией на рынке, стоит вопрос выживания головных компаний», - отметил в интервью Bigness.ru начальник аналитического управления ФК «Открытие» Халиль Шехмаметьев. Он напомнил, что тот же Ford вынужден продавать доли не только в японских компаниях. Так, «был продан Jaguar индусам. Так что было время собирать камни, теперь пришло их разбрасывать тем, у кого есть деньги», - говорит эксперт. В том числе и продавая акции на баланс дочерних компаний, добавил он.
«Они распродают то, на что есть спрос и без чего можно обойтись в операционной деятельности. Это как раз крупные пакеты японских автопроизводителей. Хотя продавая эти пакеты, американские автомобилестроители существенно уменьшают стоимость собственного бизнеса», - сказал Bigness.ru Иван Завадский, аналитик по машиностроению ИГ «Капиталъ». Вырученные от продажи акций средства помогут отсрочить ликвидацию компаний, но вряд ли помогут ее избежать, считает аналитик.
А проблемы у американских автопроизводителей не шуточные. В частности, концерн General Motors объявил об убытках за третий квартал этого года в размере $4,2 млрд. По прогнозам, если не случится чудо, то в 2009 г, по оценкам экспертов, у него просто могут закончиться средства к существованию. Потери Ford составили почти $3 млрд.
Акции Ford рухнули в 10 раз со своего пика, достигнутого в сентябре 2005 года, акции GM – более, чем в 15 раз с октября прошлого года!
Кризис лишь усугубил долгосрочный негативный тренд, в русле которого сдает свои позиции американский автопром.
Спрос на новые автомобили в США упал до минимальной отметки за последние 25 лет. Из-за глобального кредитного кризиса только за третий квартал продажи GM в Европе и Северной Америке в третьем квартале снизились на 12,3% и 18,9%.
О реальности коллапса американского автопрома можно судить по панике Opel. Известный немецкий производитель, также входящий в группу General Motors, на днях запросил у германского правительства финансовые гарантии на случай банкротства материнской компании.
Лоббисты «большой детройтской тройки» (GM, Ford и Chrysler) продвигают через Сенат план помощи самим себе. План подразумевает выделение трем концернам в общей сложности $25 млрд в рамках общенациональной программы борьбы с кризисом. Однако Минфин США выступает против такой поддержки.
Если перспективы американского автопрома выглядят туманными, то у японских компаний позиции немного лучше. Во-первых, напоминает Шехмаметьев, в Японии ставка рефинансирования - 0,5%, в то время как американские компании долго работали при ставке 4-5%. Кроме того, японские компании меньше озадачены социальной нагрузкой. Сильнее и логистическая нагрузка на американских предприятиях. Дело в том, говорит эксперт, что техника заводов, работающих в Америке еще с 70-80х годов, требует модернизации. В то время, как у японцев, относительно недавно пришедших на американский рынок, производственные мощности «свежее».
Особняком от мировых бурь держится российский автопром. «Неэффективность отечественного производства автомобилей, в основном, легковых, пытаются устранить сами компании. Они делают это путем приобретения платформ у ведущих автопроизводителей», - говорит Иван Завадский из ИГ «Капиталъ». Во-вторых, отмечает он, в России не настолько сильны профсоюзы, поэтому собственники и менеджеры автозаводов имеют большее пространство для маневра, манипулируя зарплатами и условиями труда.
Сергей Малинин