Россия может свернуть строительство амбициозного газопровода «Северный поток» (Nord Stream), если Европе он не нужен, заявил премьер-министр Владимир Путин на прошлой неделе. Взамен трубопровода Россия может сконцентрироваться на строительстве заводов по сжижению природного газа (СПГ), предупредил премьер на встрече с главой правительства Финляндии Матти Ванханеном.
Такая реакция российского лидера последовала на недовольство балтийских стран касательно прокладки по дну их территориальных вод «Северо-европейского газопровода» (СЕГ). Напомним, эта труба должна к 2010 году соединить Россию и Германию, что даст нашей стране прямой выход на европейский рынок газа, минуя неспокойные страны-транзитеры.
Было ли громкое заявление Путина исключительно политическим или же имело под собой экономическую подоплеку? Что выгоднее для России – завершение проекта Nord Stream или развитие производство сжиженного газа - в среднесрочной перспективе? Ответ на эти и другие вопросы искал Bigness.ru.
Теоретически, сжиженный газ дает преимущества по открытию новых рынков сбыта – ведь его можно доставить в любой порт, где пройдут наши танкеры. Газпровод же ограничивает рынок сбыта географией своей прокладки.
На вопрос «Большого бизнеса» - что выйдет дороже: завершить проект, или начинать новый - аналитик компании «Тройки диалог» Валерий Нестеров рассказал, что наращивание мощностей по сжижению газа, будет «конечно дороже», чем завершение проекта. «Трубопроводные варианты поставок газа пока дешевле, чем поставки СПГ».
Кроме того, он считает, что никакого альтернативного проекта в настоящее время нет и «никто его не просчитывал». По словам В.Нестерова, о возможности строительства заводов по СПГ было сказано с целью ускорить процесс переговоров, а «реально за этим пока ничего не стоит: ни каких-либо расчетов, ни каких-либо проектов».
В.Нестеров считает: «Все упирается в сроки, проект Nord Stream скорей всего будет осуществлен, но с задержкой». Аналитик напомнил, что в проект «Северный поток» уже вложено немало денег, закуплены трубы. Помимо этого, международный состав участников достаточно сильный. В.Нестеров считает, что сопротивление осуществлению замысла – «политическое, со стороны обиженных стран, которые не будут иметь дохода от этого проекта, потому что не будет транзита».
«Все что касается экологии – отчасти надуманные вещи, потому что уже есть достаточно большой международный опыт строительства трубопроводов на больших глубинах», - отметил В.Нестеров.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО Игорь Томберг считает, что затраты на эти проекты «сопоставимы». В интервью Bigness.ru И.Томберг называет газоперерабатывающий завод более перспективным, чем строительство трубопровода. Кроме того, И.Томберг не исключает, проект Nord Stream может быть заморожен. По его словам, это «изначально политический проект» и, возможно, «он будет очень долго исполняться с различными задержками». В то же время строительство завода по сжижению природного газа «дает возможность выйти на новый качественный уровень».
Аналитик ИК «Солид» Денис Борисов заметил, что у каждого из этих проектов есть свои минусы.
Во-первых, строительство завода по сжижению в свою очередь существенно увеличит сроки по началу дополнительных экспортных поставок из России в Европу. Выход России посредством СПГ на другие рынки (прежде всего в Америку), в свою очередь связан с ценовыми рисками.
«В Америке в отличие от Европы существует реальный рынок и торговля по газу. Цены на газ не всегда коррелируют с ценами на нефть. Может сложиться такая ситуация, что цены на нефть в Европе будут расти (а именно к ним в настоящее время привязаны контракты Газпрома по «трубе»), а на американском рынке аналогичной динамики может не наблюдаться. Но возможна и обратная ситуация, когда цена на нефть в Европе будет падать, а американский рынок расти», - сказал он в интервью Bigness.ru.
«Основным рынком для России все равно следует рассматривать исключительно европейский, нет ни какого смысла вывозить СПГ за пределы Европы», - добавил Д.Борисов.
Кроме того, Денис Борисов напомнил, что «Nord Stream фактически уже начал реализовываться: подписаны договоры с зарубежными партнерами, что также требовало серьезной проработки». Он считает, что «все это менять и пересматривать – не только стратегически но и технически сложно осуществимо».
«Вряд ли Россия, если не наступят какие-то форс-мажорные обстоятельства, откажется от Nord Stream в пользу строительства новых заводов по СПГ», - резюмирует Денис Борисов.
Напомним, что проект «Северный поток» реализует совместное предприятие Nord Stream AG, образованное ОАО «Газпром» (51% акций), немецкими Wintershall Holding и E.ON Ruhrgas (по 20%), и голландской N.V. Nederlandse Gasunie (9%). В вод в эксплуатацию первой нитки «Северного потока» перенесен с 2010 на 2011 год.
Юрищева Дарья