Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России намерена наложить крупные штрафы на «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ». Об этом сказал на днях глава ФАС Игорь Артемьев. Сумма штрафа составит не менее 1 млрд рублей. Bigness.ru расспросил экспертов о возможном исходе противостоянии антимонопольного ведомства и нефтяных гигантов.
По словам И. Артемьева, с учетом сезонного спада цена на нефтепродукты в России должна быть по моторному топливу в среднем около 21 рубля. Эксперты Bigness.ru считают, что без реформы налогообложения это невозможно даже при нынешнем небывалом снижении цен на нефть.
Напомним, что летом ФАС возбудила аналогичные дела в отношении «Газпромнефти» и ТНК-BP. Штраф для этих компаний «по самым минимальным оценкам будет точно больше 1 млрд рублей».
Глава ФАС отметил, что «это будет самый большой штраф, который когда-нибудь антимонопольные органы по новому законодательству накладывали на какие-нибудь компании». «Такая же участь ждет через две недели и компанию «Роснефть», и компанию «ЛУКОЙЛ», - добавил он.
В самой антимонопольной службе подробно комментировать ситуацию не стали, сославшись на то, что предстоит еще долгий анализ обстоятельств. На вопрос Bigness.ru о прогнозах эффективности таких мер, в ФАС заметили, что, безусловно, нацелены на получение результата от своих инициатив.
В свою очередь, гендиректор авторитетной консалтинговой компании «ИнфоТЭК консалт» Наталья Алексеевна Шуляр, скептически относится к возможности успеха действий ФАС без участия правительственных органов.
На вопросы «Большого бизнеса» об эффективности действий ФАС, отвечала гендиректор Издательского Дома ИнфоТЭК Наталья Алексеевна Шуляр.
В первую очередь Н.Шуляр рассказала о том, из чего складывается нынешняя цена на топливо. «Давайте возьмем для примера цену в 24 рубля за литр.
10 рублей составляют затраты на производство (включая затраты на добычу, транспортировку, переработку). Еще порядка 14 руб. стоимости составляют различные налоги (включая НДПИ и другие)».
Таким образом, - рассказала собеседница Bigness.ru, - «Чтобы радикально снизить цены и вернуть их к уровню 17-18 рублей за литр, необходимо реформировать систему налогообложения».
Без реформ, максимально возможное снижение составляет от 50 копеек до 1.5 рубля, - прогнозирует Н.Шуляр. Подобные снижения цены топлива возможны в рамках ценовой политики на местах, что зависит от успешности и месторасположения АЗС.
Более того, как уточнила собеседница «Большого бизнеса», в этой ситуации нефтяные компании, управляющие сетями АЗС, и независимые владельцы бензоколонок оказываются в неравных условиях.
«Потому что у нефтяных компаний есть возможность перемещать центр получения прибыли. Если НК не дополучают дохода на нефти, они в состоянии достаточно гибко вести ценовую политику непосредственно на бензоколонках и добирать на них прибыль. Независимые владельцы АЗС такой возможности не имеют», - объяснила Н.Шуляр.
В первую очередь главный редактор "ИнфоТЭК" считает необходимым реформировать налог на добычу природных ископаемых (НДПИ). «НДПИ жестко был привязан к мировой цене на нефть.
Этот налог очень хорошо работал, когда мировая цена росла: он позволял наполнять бюджет, и вкупе с другими налогами давал порядка 33% всех поступлений в бюджет. Когда цена на нефть стала падать, (а налог формировался за счет мониторинга за 2 месяца) он стал настоящим «тормозом».
НДПИ привел к тому, что нефть на внутреннем рынке начала торговаться практически ниже себестоимости. Поэтому правительство было вынуждено менять экспортную пошлину, что оно и сделало».
Кроме того, Н.Шуляр предупреждает, что в такой ситуации государство должно принимать меры быстро, не затягивая, потому что времени на раскачку нет, необходимо адаптироваться к изменяющимся условиям.
Как считает Наталья Шуляр, чтобы нам, как потребителям, добиться на бензоколонках цен, адекватных экономическим показателям, нужно серьезно рассмотреть систему налогообложения.
Кроме того, потребителям надо активнее защищать свои права, критически замечает Н.Шуляр.
Кроме того, Наталья считает, что у антимонопольной службы в России не хватает ни людских ресурсов, ни властных полномочий. Например, рассказала собеседница Bigness.ru, в Германии антимонопольное ведомство при резких скачках цен сначала возвращает цены на прежний уровень, а потом ведет разбирательство. В России эта процедура требует достаточно долгого времени.
Карающие меры антимонопольной службы будут ощутимыми для тех, кого она записала в виновники, уверен эксперт. «1 млрд рублей - такие деньги серьезны для любой компании, какой бы великой она не была. Тем более что сегодня многие компании из-за кризисной ситуации очень серьезно сократили инвестиционные программы (по модернизации, выполнению научных исследований) и занимаются оптимизацией затрат», - отмечает наш собеседник.
Н.Шуляр считает, что ситуация может развиваться следующим образом: «Сегодняшняя цена в $60-70 за баррель - адекватная рыночная цена. Цена нефти, которая была в июле (порядка $147 за баррель) на 30% включала спекулятивную составляющую. Если бы сегодня цена составляла $200 за баррель, ситуация была бы гораздо хуже. Спекулятивный пузырь раздувался бы все и загнал бы экономику в тупик».
Поэтому, как считает Н.Шуляр, настоящий кризис обладает отрезвляющим, оздаравливающим характером. Кроме того, Наталья заверила, что в нефтяной отрасли ничего кардинально плохо не будет происходить, потому что бензин будет по-прежнему потребляться и ездить меньше не станут.
Дарья Юрищева