То, о чем еще недавно иронизировали некоторые комментаторы, воплощается в жизнь. Саркастические замечания о том, что после банкротств оптовиков и торговых сетей обеспечение граждан продовольствием будет решаться путем торговли прямо с грузовиков на улицах, нашли свое отражение в инициативе Бориса Грызлова. Спикер Госдумы предлагает принять закон, который позволит сельхозпроизводителям самим продавать свою продукцию в выходные дни «с колес» без лишних препятствий.
Для крупных российских городов такой вид торговли практически ушел в прошлое. Крупные торговые сети и магазины «шаговой доступности» практически вытеснили стихийную торговлю. Да и у самих производителей нет особого желания возиться с дистрибуцией. Им удобнее продавать свою продукцию оптовикам. Пусть и по цене, существенно ниже рыночной – зато они избавлены от рисков розничной торговли, получая деньги сразу после отгрузки товара, а иногда еще и на этапе ожидания урожая.
Временные трудности с ликвидностью больно ударили по этой устоявшейся схеме. Дело в том, что оптовики осуществляют закупки на заемные деньги, в то время как торговые сети расплачиваются за товар по мере его реализации.
Однако сегодня банки испытывают жесточайший дефицит ликвидности – рынок денег на Западе практически закрыт, внутренний межбанковский рынок тоже в состоянии клинической смерти. К тому же торговля всегда считалась рискованным объектом кредитования. В итоге розница и оптовики практически лишились источников финансирования. Причем проблемы розницы становятся еще одним ударом для поставщиков – сроки расчета за продукцию увеличились в разы. И многим из них приходится уходить с рынка.
Глава «X5 Retail Group» Лев Хасис на прошедшем недавно саммите «Торговля в России», прямо говорил о том, что «масштабы кризиса (в отрасли – прим. ред.) настолько велики, что спасти всю отрасль невозможно, будет много банкротств».
На практике это означает пустые полки магазинов – или их забитые двери. Перспектива возвращения к забытым 80-м и 90-м годам вряд ли радует руководство страны.
Крупным сетям государство уже оказывает помощь, предоставляя кредиты через Внешэкономбанк. Региональным оптовикам помогают местные власти, правда, далеко не везде. В частности, мэр Москвы принял решение продлить на один год договоры бюджетного кредитования для выполнения программ оптовых поставок продовольствия в столицу.
Что делать тем, кому не помогли и не помогут? Очевидно, что мелкую и среднюю розницу спасать не будут – власти и так недвусмысленно дают понять, что хотели бы видеть процессы консолидации в сфере магазинов «шаговой доступности». И сейчас такой момент наступил – более сильные игроки, которые выживут в пучине дефицита денег, смогут впоследствии поглотить мелкие сети и отдельные магазины. Особенно если на поддержку небольших магазинов будет госзаказ.
При этом под угрозой остаются производители продукции, и, в первую очередь, компании агропромышленного комплекса. Если торговые сети частично решают свои проблемы за счет оптовиков, то последним приходится отыгрываться на производителях. Проблемы производителей усугубляются еще и тем, что торговые сети сегодня стараются давать место на полкам только раскрученным брендам – на эксперименты с «новыми именами» нет ни денег, ни времени. Повышенные требования предъявляются и к срокам хранения продукции – супермаркетам сейчас выгоднее закупать сразу большие партии, реализация которых, по понятным причинам, растягивается во времени.
Поэтому инициативу Грызлова по стимулированию стихийной торговли можно считать поддержкой небольших производств.
По словам спикера Госдумы, нужно инициировать закон, который «позволил бы сельхозпроизводителям, не только предприятиям, но и фермерским хозяйствам, <…> в любой день продавать свою продукцию на выделенных территориях в городах и населенных пунктах, чтобы у них никаких проблем с пошлинами, налогами, за стоянку транспортных средств не было, чтобы ни у кого не возникало даже желания собрать дань с сельхозпроизводителей». По мнению Грызлова, организация таких торговых точек должна быть обязанностью руководителей регионов.
Председатель нижней палаты парламента отметил, что ряд субъектов РФ по своей инициативе этой осенью уже дали возможность торговать «с колес», но «сразу налетают коршунами всякие проверяющие службы и смысл в продаже теряется». Грызлов полагает, что законопроект будет сформулирован и предложен в рамках «правительственного часа» в Госдуме 5 ноября с участием министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, на котором будет обсуждаться реализация госпрограммы по поддержке сельского хозяйства.