Экспортировать российские ресурсы за рубли – вот уже второй президент подряд поднимает этот вопрос. Это красивая идея, но заставить мир работать с российской валютой невероятно сложно, предупреждают эксперты Bigness.ru.
«Нужно предпринять практические шаги по усилению роли рубля в качестве одной из валют международных расчетов. И, наконец, начать переход к расчётам в рублях - который мы, к сожалению, затянули - конечно, прежде всего за газ и за нефть», - заявил сегодня президент России Дмитрий Медведев в своем первом Послании. «Конечная цель всех этих процессов – сделать рубль одной из региональных валют», - подчеркнул он.
Крепкий рубль нужен для создания в России одного из ведущих мировых финансовых центров, о необходимости которого говорят в последнее время российские власти. «Такой центр должен служить ядром самостоятельной и конкурентоспособной российской финансовой системы», - так описал его миссию российский президент.
Впервые эту идею озвучил президент России Владимир Путин в своем послании к Федеральному собранию РФ в 2006 году. Он вел речь о необходимости организовать биржевую торговлю нефтью и газом с расчетами в рублях, чтобы расширить зону влияния российской валюты. «Наши товары торгуются на мировых рынках, почему не у нас?», - говорил тогда Путин.
Подходящая площадка - Международная товарно-сырьевая биржа в Петербурге – в конце сентября этого года провела первые торги. Казалось бы, все условия для перехода на торговлю ресурсами за рубли созданы. Однако не все так просто.
«Торговля сырьем на питерской бирже только зародилась, и все объемы, которые идут на экспорт, реализовать на ней невозможно – там нет такого количества покупателей», - сказал в интервью Bigness.ru аналитик ИК "Велес Капитал" Дмитрий Лютягин. К тому же, отмечает он, российские нефтяные компании на сегодняшний день заинтересованы в работе с трейдерами, которые обеспечивают им рыночные условия реализации нефти и нефтепродуктов за рубежом.
«Пройдет еще много времени, прежде чем эта биржа нормально заработает», - сказал Bigness.ru экономист ИБ «Траст» Евгений Надоршин.
Он убежден, что переход на продажу углеводородного сырья за рубли – это долгосрочный проект. По мнению эксперта, было бы наивно ожидать, что с Россией кто-то захочет рассчитываться за рубли. Хотя бы потом, что нет ценообразования в рублях. Пока питерская биржа молода, она не может рассматриваться, как источник объективных рублевых цен. «Ценообразование в рублях не имеет шансов сложиться в ближайшее время», - говорит Надоршин.
Поэтому сейчас, на его взгляд, реалистичен лишь один сценарий: для расчета рублевых цен, будут брать среднюю цену в долларах на западных биржах. «Но поскольку цена изначально привязана к доллару, то, скорее всего, и расчет будет идти в долларах, а конвертация в рубли будет носить чисто номинальный характер», - рассуждает эксперт.
Дмитрий Лютягин считает, что что иностранным компаниям будет непросо конвертироваться в российский рубль на территории России. «Но еще сложнее сделать конвертируемым российский рубль, чтобы он обращался на международном рынке», - говорит аналитик. Речь идет об обороте в тех объемах, в которых участники рынка могли бы полностью удовлетворить свои потребности в рублях и не сдвигали бы курс крупными покупками российской валюты.
Сначала, возможно, стоит опробовать этот механизм на поставках нефти и газа в СНГ, а потом уже попытаться договориться с европейскими странами о рублевых взаиморасчетах, сказал в интервью Bigness.ru Виталий Крюков, аналитик по нефти и газу ИГ «Капиталъ». «Многое будет зависеть от успешности переговоров с европейскими потребителями и способности России наладить эффективный механизм обеспечения сделок рублевой ликвидностью. Рубль вполне может стать полноценной региональной валютой на просторах СНГ», - говорит эксперт.
Вместе с тем, сегодня «наша переговорная позиция сейчас ослабла», констатирует Евгений Надоршин из ИБ «Траст». Он объясняет это неблагоприятной ценовой конъюнктурой на рынке нефти – сегодня нет тех сверхприбылей, которые давали бы нам фору в работе с несговорчивыми потребителями. Даже китайцы – и те пока «тоже без энтузиазма отнеслись к нашей инициативе о переходе в двусторонней торговле на расчеты в рублях и юанях», - отмечает Надоршин.
По мнению Станислава Августа, аналитика УК «Финам Менеджмент», основная сложность при переходе на рублевые платежи скорее носит психологический характер: «Важно внушить потребителям веру в стабильность российской валюты на перспективу подписания контрактов (а это от одного года до нескольких лет, так как у нас на рынке действует система долговременных контрактов). По этой причине, переход на расчеты за рубли произойдет, прежде всего, в СНГ, откуда рублевая зона сможет распространяться и дальше», - сказал он в интервью Bigness.ru.
Надежный рубль, широко используемый на пространстве СНГ и за его пределами, поможет привлечь внимание к российской валюте, соглашается с этим Евгений Надоршин.
Станислав Август убежден, что в долгосрочной перспективе переход на рублевые расчеты снизит валютные риски при внешнеторговых операциях и укрепит позиции рубля.
Впрочем, Евгений Надоршин призывает не забывать уроки нынешнего мирового кризиса. По его словам, более широкая интеграция рубля в мировую экономику только укрепит российскую валюту, но – только в нормальной ситуации.
«Но если инвесторы будут совершать резкие движения, избавляясь от рублей или, наоборот, покупая их в больших количествах, то это может привести к нестабильности», - говорит эксперт, приводя в пример доллар. «Сейчас доллар едва ли можно назвать стабильным – его то массово продают, то массово покупают, и это приводит к очень большим движениям валютного курса», - напоминает экономист «Траста».
Сергей Малинин