Свершилось – Россия официально отказывается от моратория на подписание новых соглашений о промсборке автокомпонентов для иномарок на своей территории. Соответствующий приказ уже подписан в Минэкономразвития, Минпромторге и Минфине.
Напомним, постановлением правительства от 2006 года производители автокомпонентов имеют право с минимальной пошлиной (от 0% до 3% вместо 5-20%) ввозить комплектующие для сборки узлов и агрегатов автомобилей. Основным условием была локализация производства деталей на уровне 30% через три с половиной года с момента подписания соглашения.
Данный режим, по которому в России работают все заводы иностранных автоконцернов, был упразднен еще осенью 2007 года как противоречащий нормам Всемирной торговой организации. Нормы ВТО не предполагают создание льготных условий «избранным» компаниям (решения о том, кого допускать к строительству заводов в России, а кого нет, принимались на самом верху).
К прекращению приема заявок на работу в данном режиме. Минэкономразвития заключило 13 инвестиционных соглашений по созданию сборочных предприятий. Также было подписано 46 соглашений о намерениях с крупнейшими мировыми автопроизводителями и производителями автокомпонентов (Magna International Europe AG, MAGNETTI MARELLI, JOHNSON CONTROLS, группа FAURECIA, компания Eberspacher International GmbH, ОАО « КамАЗ » и т.д.) по созданию новых производств на территории России.
После событий в Южной Осетии и ответной негативной реакции стран Запада, сроки вступления России в ВТО отодвинулись на неопределенное время. Теперь правительство дает новый старт по заключению соглашений с иностранными производителями.
«Если раньше сроки подписания соглашений по промсборке автокомпонентов продлевались лишь до 31 декабря 2009 года, то обновленный приказ исключает какие-либо ограничения по срокам принятия заявок от производителей автокомпонентов», - говорится в сообщении Минэкономразвития.
Судя по всему, новые соглашения по автокомпонентам будут преимущественно реализовываться на Дальнем Востоке и в Сибири – там же, куда «сослали» многие новые проекты по промсборке автомобилей.
В частности, «АвтоВАЗ» ведет с Nissan переговоры о создании совместного производства автомобилей в Комсомльске-на-Амуре. Также российский автоконцерн рассматривает совместный проект с Caterpillar по производству строительной и горной техники в Новосибирске.
На Дальнем Востоке планирует реализовать проект и российская компания Sollers (бывшая «Северсталь-Авто», переименована в апреле 2008 года). Правительство Хабаровского края предложило автомобилестроительному холдингу шесть промышленных площадок для строительства в регионе модульного завода по сборке внедорожников и грузовых автомобилей.
Развитие производства автокомпонентов в России весьма интересно автоконцернам, уже работающим в нашей стране. Типовые варианты инвестиционных соглашений, в рамках которых они получали свои льготы, содержали условия по локализации производства до 30% в течение семи лет. Несмотря на солидный срок, отпущенный автоконцернам, многие эксперты выражали сомнение в возможности достичь даже такого уровня производства автокомпонентов для иномарок на территории России.