Российское государство впервые всерьез вмешалось в российский Интернет. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не позволила американской компании Google поглотить ЗАО «Бегун» - крупного российского оператора контекстной Интернет-рекламы.
Как указывается в официальном сообщении службы, антимонополисты отклонили ходатайство частной компании с ограниченной ответственностью Kokuna Holdings Limited о приобретении 100% голосующих акций ЗАО «Бегун». Считается, что Kokuna является «дочкой» Google, одной из крупнейших мировых Интернет-компаний с капитализацией около $160 млрд.
Решение об отказе в сделке было принято на основании пункта 5 части 2 статьи 33 ФЗ «О защите конкуренции», говорится в сообщении ФАС. В соответствии с этим пунктом ФАС может принять решение об отказе в удовлетворении ходатайства, если сделка приведет к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя. При этом, в дополнительных комментариях к своему решению представители антимонопольной службы указали, что причиной отказа стала непрозрачная структура собственности Google.
Директор компании Liveinternet.ru Герман Клименко также считает, что причиной отказа могла стать неясность в родстве «Kokuna Holdings Limited». «Какое отношение она имеет к Google – не очень понятно. ФАС мог счесть эту сделку непрозрачной», - сказал Клименко в интервью Bigness.ru.
Однако причина могла крыться и в попытке ФАС сохранить нынешний паритет на рынке российского интернет-поиска. Тем более, что российские власти не скрывают свое понимание значимости Интернета.
«По плану Рамблера, Google должен был в будущем стать поставщиком услуг поиска для портала. Это серьезная претензия на монополию на рынке Интернет-поиска», - напомнил в интервью Bigness.ru Сергей Спивак, директор интернет-агентства PRIOR.ru.
По данным статистики Liveinternet.ru, на сегодняшний день крупнейший российский поисковый портал «Яндекс» удерживает 45% рынка русскоязычного поиска, Rambler – 8%, Google – около 37%. При этом, российские поисковики свою долю теряют (по сравнению с прошлыми годами), а популярность Google в России растет. При сохранении нынешних темпов развития, уже через год совокупная доля поиска Google в Рунете может превысить 50%.
Кроме того, перед Google могли открыться двери к монополизации рынка контекстной интернет-рекламы. «Это был хороший ход со стороны Google (попытка покупки «Бегуна» - прим. ред.), грамотный во всех отношениях. Он бы “откусил” сразу половину сектора контекстной Интернет-рекламы, застолбив его за собой, не оставляя конкурентам маневра для развития», - считает Сергей Спивак. В этой ситуации «Яндексу» бы пришлось защищаться, говорит эксперт.
Могли ли двигать антимонопольной службой политические соображения? В контексте вопросов национальной безопасности, у Google не самая кристальная репутация. Еще свежи выступления в прессе бывшего сотрудника Центрального разведывательного управления США, который обвинял Google в сотрудничестве с этой одиозной структурой.
Кроме того, в СМИ неоднократно проходили сообщения о том, что ряд спецслужб США (АНБ, ЦРУ) закупили сервера и программные решения Google для обработки информации, собранной с помощью агентурной сети по всему миру.
В условиях обостряющейся информационной войны между Россией и евро-атлантическими странами, появление на российском рынке доминирующего Интернет-игрока родом из США действительно могло показаться представителям власти плохой идеей.
Что принесло бы несостоявшееся объединение российскому рекламному рынку, сейчас сказать сложно. С одной стороны, в период временных трудностей в мировой экономике, деньги российским участникам сделки не помешали бы, говорит Герман Клименко. Но с другой стороны, продолжает он, при такой консолидации, у российских рекламодателей уменьшился бы выбор. К тому же у «Бегуна» есть скидочная политика, а у Google её нет, подчеркнул руководитель Liveinternet.ru.
Правда, Сергей Спивак считает, что Google бы не стал рушить «Бегун». «Рекламным агентствам тяжело работать с Google – он весь нерусский, весь непонятный, весь негибкий. А русский “Бегун” умеет работать в реалиях русского бизнеса», - сказал Bigness.ru директор рекламного агентства.
Сергей Малинин