Во всем мире спрос на автомобили падает. И если в Европе он просто не показывает роста, то в США автомобилей в абсолютном выражении продается меньше, чем раньше. Виной тому стал кредитный кризис, который повлек за собой снижение доходов население, удорожил автокредиты, ужесточил требования к заемщикам. Россия испытывает те же последствия кризиса, однако наша страна все равно остается одним из самых быстрорастущих автомобильных рынков планеты.
В январе-сентябре продажи новых автомобилей в Европе упали на 4,4%. В США падение продаж за год может составить 16%. В России же продажи «легковушек» вопреки всему вырастут на 18%. Такие данные обнародовала Ассоциация европейского бизнеса в России.
В этом году продажи новых автомобилей в России могут составить 2,75 млн штук против 2,3 млн в прошлом году. Две трети из них будут иномарками, сообщил вице-президент комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ (АЕБ) Мартин Ян.
Таким образом, отметил он, российский рынок остается в пятерке самых быстро растущих авторынков в Европе. Правда, если бы не кризис, до результаты этого года дотянули бы до 3 млн машин, говорит глава АЕБ. Да и прошлый год показал более яркий результат – 38% роста.
Однако, помимо кризиса, на российский автомобильный рынок давят и другие факторы, например насыщение. Рынок подходит к насыщению, динамика спроса меняется с резкого подъема на горизонтальную линию, сказал в интервью Bigness.ru начальник аналитического отдела АСМ-Холдинга Виктор Пашков. «Сейчас начали резко снижаться продажи. В последние месяцы (август-сентябрь) на 22-25%, - говорит эксперт. - Сегодня обстановка усугубляется кризисом, из-за того, что кредиты на покупку автомобилей дают на более жестких условиях».
Есть и другое мнение – всплеск роста продаж отчасти может быть спровоцирован именно кризисом, считает «Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов» Михаил Блохин. «Хотят потратить деньги. Такое бывает, когда в период нестабильности люди начинают больше покупать», - сказал он в интервью Bigness.ru. Однако он подчеркнул, что если государство не предпримет конкретных шагов по нормализации ситуации в банковской сфере, то в России может начаться спад продаж за счет сокращения кредитных программ.
Видимо, растущий рынок – отнюдь не благо для россиян. Основные мировые автопроизводители смотрят на Россию, как на спасительную шлюпку. Так, Mitsubishi и Citroen начали агрессивные «скидочные» кампании. Возможно, за ними потянутся и остальные автоконцерны, многие из которых прежде устанавливали в России откровенно спекулятивные цены на свою продукцию. Это хорошая новость для российских автолюбителей, однако заплатить за это, возможно, придется ростом цен на автомобили с пробегом, а также ввезенные через «серых» дилеров.
Русский авторынок – лакомый пирог для мировых и отечественных автопроизводителей, однако под угозой исчерпания его роста, автоконцерны решили убрать с него лишних, на их взгляд, конкурентов.
На сегодняшний день три корпорации – BMW, Nissan и Toyota – потребовали от российских властей запретить ввоз любого товара под принадлежащей им маркировкой, если у владельца товара отсутствует разрешение производителя. По некоторым данным, сейчас в Верховном Суде России готовится соответствующее постановление.
На практике такое решение может означать вытеснение с рынка так называемых «серых» дилеров. От «белых» они отличаются, как правило, более низкой ценой или быстротой поставки (не секрет, что на многие популярные модели автомобилей в России выстраивается очередь более, чем на полгода). Издержки и аппетиты «серых» дилеров зачастую умереннее, чем у их «официальных коллег». К тому же, «серые» дилеры могут привезти автомобиль, предназначенный для продажи на рынках развитых стран, что часто влечет за собой лучшую комплектацию и более высокие требования к качеству компонентов. К сожалению, политика некоторых известных автопроизводителей в отношении стран третьего мира позволяет им поставлять туда автомобили, собранные с большими допусками по качеству.
Если требование BMW, Nissan и Toyota о запрете «серых» схем будет принято, то под запрет попадет несанкционированный ввоз не только новых, но и подержанных машин. Единственными правообладателями на ввоз автомобилей и запчастей к ним останутся официальные российские дистрибьюторы марки.
Абсурдность этой нормы очевидна – согласно ей, россияне теряют право ввозить в страну любую вещь иностранного производства, от брелков до одежды, не имея официального разрешения производителя. По словам юристов, такой нормы нет ни в одной стране мира.
Впрочем, в России при большом желании и серьезных лоббистских возможностях (а ни того, ни другого у крупных автоконцернов не занимать), эту инициативу будет ждать успех во властных коридорах.
Как не смешно (или грустно), но от этого запрета больше всех выиграет отечественный автопром. Покупка подержанной машины из Европы и США рассматривается большим количеством россиян, как альтернатива изделиям российских заводов. Утеря этой возможности автоматически развернет их в сторону достижений отечественного автопрома.
Сергей Малинин