Тема финансового кризиса давно перестала интересовать исключительно аналитиков и биржевых игроков. О грядущей проблеме на днях заговорил и рынок туризма. Хотя ведущие туроператоры и опровергают слухи о снижении спроса на отдых за границей, эксперты считают, что такой исход неизбежен.
Ассоциация туроператоров России признается, что вследствие мирового финансового кризиса спрос на отдых за границей сократится в ближайшие месяцы. Эксперты полагают, что виной всему подорожавшие авиабилеты.
«В первую очередь, стоит отметить, что на цене авиабилетов отражается стоимость авиакеросина, а отставание темпов снижения цен на него от динамики нефтяных цен весьма существенно. Так, с августа прошлого года авиакеросин подорожал на 89% (средняя по стране цена сейчас формируется на уровне 28130 руб/т). И в отличие от, например США, где цены на него в период с начала августа по конец сентября этого года снизились на 9%, у нас удешевления практически не наблюдалось», - пояснил в интервью Bigness.ru аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
Так же эксперт добавил, что высокая степень монополизации топливозаправочных комплексов в российских аэропортах способствует замедлению коррекции цен на авиационный керосин внутри страны, что, с учетом топливно-неэффективного авиационного парка и 90% внутренних рейсов в структуре перевозок, негативно сказывается на результатах авиакомпании.
«Цены на авиабилеты существенно выросли летом на фоне крупномасштабного скачка цен на топливо. В этот период мы могли наблюдать крах на российском туристическом рынке - компании не смогли продать то количество мест, на которое рассчитывали и, вследствие этого, начали происходить банкротства многих операторов», - сказал в интервью Bigness.ru генеральный директор туристического агентства STARTravel Борис Самарянов.
По его словам, сейчас, действительно, не лучшие времена для туристического бизнеса, связанные с тем, что летний сезон не оправдал ожиданий.
«В целом рост цен может продолжиться, не смотря на удешевление топлива, - продолжил Борис Самарянов, - Авиакомпании периодически меняют тарифы – это их стандартная практика. Тарифные сетки обновляются несколько раз в год».
Цены на авиабилеты, по словам директора турагентства, зависят от нескольких факторов.
«Первое составляющее - это тариф, так же в стоимость авиабилетов для пассажиров входят аэропортовые сборы, топливные сборы и различные дополнительные сборы: оплата за бронирование, плата за пользование воздушным пространством страны, по которой будет проходить рейс и другие. Только авиакомпания решает, насколько изменение этих сборов отразится на стоимости пассажирских авиабилетов».
«Еще один фактор – на фоне кризиса ликвидности авиакомпании, как большинство игроков различных отраслей российской экономики, столкнулись с существенным ростом стоимости обслуживания своих долговых обязательств, что существенно увеличивает их издержки. Выросла также и стоимость обслуживания в иностранных аэропортах. Вполне естественно, что растущие затраты частично отражаются и в ценообразовании», - говорит Максим Клягин.
«В первой половине 2008 года рост цен на авиабилеты действительно был спровоцирован ростом цен на топливо. Что будет происходить сейчас, спрогнозировать достаточно тяжело - будут ли снижать цены на фоне падения нефти или их оставят как есть», - сказал Борис Самарянов.
Подорожание билетов, по мнению руководителя турагентства не является единственной причиной снижения спроса на отдых за границей.
«Сказать, что туристическая отрасль находиться сейчас в кризисе, невозможно. Ситуация станет яснее где-то через месяц. Но по нашим прогнозам количество туристов не уменьшится», - сообщил Борис Самарянов.
По его словам, в среднем туристический бизнес растет на 15% в год.
«Даже, если за счет падения интереса рост уменьшится, количество туристов не изменится. Спад будет нивелирован приростом», - считает представитель туристического рынка.
Однако эксперт считает, что нарастающий кризис все же может привести к снижению доходов туристических компаний.
«Сейчас уже очевидно, что кризис, хотя и не будет, на наш взгляд, иметь каких-либо катастрофических последствий для финансового благополучия граждан, но, тем не менее, косвенно повлияет на уровень их благосостояния. Так, одним из результатов кризиса может стать опережающее предварительные прогнозы снижение темпов роста реальных доходов граждан, что приведет к некоторому падению платежеспособного спроса, в том числе в результате резкого роста стоимости для населения кредитных инструментов. Негативные тенденции затронут, прежде всего, дорогостоящие группы товаров и услуг, не относящиеся к категории повседневного спроса. Турпоездки – не исключение», - пояснил Максим Клягин.
Екатерина Евстигнеева