Проблемные банки, неразвитый фондовый рынок и «ложное чувство самоуспокоенности» - именно это сегодня нас сближает с ситуацией, предшествовавшей дефолту 1998 года. В значительной мере момент для подготовки системы к кризису уже упущен, считает научный руководитель Института финансовых исследований Андрей Вавилов (далее – А.В.), в прошлом занимавший пост первого заместителя министра финансов.
В интервью Bingess.ru он назвал наиболее уязвимые места российской экономики в кризисный период.
Bigness.ru: - Какие конкретно параллели Вы видите между сегодняшней ситуацией и предкризисным временем 1998 года? Что общего?
А.В.: - В первую очередь – и тогда, и сейчас – это слабость финансовой системы. Проблемные банки, неразвитый фондовый рынок, – ахиллесова пята российской экономики. Что еще роднит сегодняшнюю ситуацию с 1998 г., так это ложное чувство самоуспокоенности, иллюзия защищенности. Тогда оно было вызвано экономической безграмотностью, сейчас – наличием резервов, уповать на которые в долгосрочном периоде, конечно же, нельзя.
Bigness.ru: - Какие новые угрозы (по сравнению с 1998 г.) появились у российской экономики?
А.В.: - Об этом много говорилось в последние годы: корпорации и банки безответственно увеличивали внешний долг, который на сегодняшний день составляет почти $490 млрд. Конечно, десять лет назад такого не было. На данный момент это реальная угроза, так как погашение этих долгов будет серьезно ухудшать платежный баланс и оказывать в целом негативное влияние на российскую экономику. Часть из этих долгов можно считать квази-государственными, так что опосредованно за счет заимствований корпораций увеличивался и долг государства, несмотря на попытки его погасить.
Bigness.ru: - Можно ли сегодняшнее состояние российской экономики назвать более прочным, чем десять лет назад?
А.В.: - Есть запас прочности в виде резервов. Но будет ли его достаточно, если реализуется по-настоящему негативный сценарий? Вряд ли можно уверенно утверждать, что положение более прочное. Мировая экономика достаточно давно не сталкивалась с серьезным кризисом в Соединенных Штатах, чтобы можно было легко предсказать, какие испытания он принесет России. Могу сказать наверняка: если цена нефти опустится ниже $40-50, проблемы переместятся с финансового рынка в реальный сектор, пострадает бюджет, и развитие экономики существенно замедлится.
Bigness.ru: - То и дело появляются новости о том, что у того или иного банка начались проблемы. Рейтинговые агентства понижают рейтинги некоторых отечественных банков... Насколько серьезная угроза нависла над российским банковским сектором?
А.В.: - Проблема серьезная. Она касается не отдельных банков, а банковской системы в целом, которая не была должным образом реформирована. Долги перед иностранными кредиторами – это еще не разорвавшаяся "бомба" для банковской системы. В то же время природа банковской паники такова, что "детонатором" может послужить любое, не обязательно крупное событие. Система страхования вкладов внесла свой вклад в обеспечение стабильности, но главных проблем банковской системы она, конечно же, не решит.
Bigness.ru: - Чтобы Вы, как эксперт в области государственных финансов, сделали бы на месте Правительства и Центробанка для преодоления текущих кризисных явлений на финансовом рынке страны?
А.В.: - В значительной мере момент для подготовки системы к кризису уже упущен. России по-прежнему нужна более осмысленная макроэкономическая политика, без метаний из стороны в сторону. Власти показали на протяжении нескольких последних лет, как они могут проводить проциклическую политику. Теперь нужно научиться грамотно действовать в периоде спада деловой активности. В долгосрочном плане я мог бы порекомендовать властям сохранять спокойствие, бережно относиться к резервным фондам, а также снижать налоги и госрасходы.
Беседовал Сергей Малинин