Вслед за автомобильными концернами США, которым Конгресс собирается выделить $26 млрд для разработок экологически чистых автомобилей, о господдержке взмолились и их европейские коллеги. Автопроизводители Европы, еще вчера обвинявшие американцев в государственном протекционизме и в недопустимом нарушении правил конкуренции, просят от Еврокомиссии $55 млрд – на спасение от кризиса и развитие «зеленых» технологий. Эксперт Bigness.ru считает, что как минимум часть от этой суммы они действительно получат.
Спустя неделю после того, как в конгрессе США начались слушания о выделении трем крупнейшим американским автоконцернам - GM, Ford и Chrysler - льготного кредита в размере $26 млрд. на производство более экономичных автомобилей, с аналогичной инициативой выступили европейцы. Ассоциация европейских производителей автомобилей ( ACEA )обратилась к Еврокомиссии с просьбой о выделении 40 млрд евро ($55 млрд.). Европейские автопроизводители заявляют, что эта сумма нужна им для преодоления финансового кризиса, разработки экологически чистых автомобилей (с малым потреблением топлива) и покрытия затрат на сокращение выбросов углерода, новые нормы по которым вступят в силу в ЕС в 2012 году.
«Ударим автопробегом по финансовому кризису» - примерно в таком ключе президент ACEA и гендиректор французского автоконцерна «Peugeot Citroen» Кристиан Штрайф обосновал необходимость такой крупной помощи отрасли. С его слов, «автопроизводители (Европы – прим. ред.) сталкиваются с колеблющимися потребителями», поэтому европейские правительства должны «облегчить последствия кредитного кризиса» (напомним, посредством 40 млрд евро) и «восстановить доверие покупателей». «Только тогда у потребителей будут средства и доверие, чтобы инвестировать в новые автомобили. Эта помощь даст важный и долгожданный знак потребителям и финансовым рынкам»,- заявил Штрайф.
Говоря о кризисе, гендиректор Peugeot Citroen не слукавил - по данным ACEA, в августе продажи новых машин в Европе снизились на 15,6% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Это болезненный перепад – чешской Skoda придется в конце октября остановить один из своих заводов на неделю, а немецкому « Adam Opel AG » остановка производства грозит почти на месяц
«В некоторой степени запрос европейских автопроизводителей является ответом на инициативу американских концернов», - сказал в интервью Bigness.ru Иван Завадский, аналитик «ИГ Капиталъ» по индустрии и машиностроению. «Но, по крайней мере, часть запрашиваемой суммы может быть им выделена», - считает аналитик.
Здесь напрашивается аналогия с ситуацией в США. Три крупнейших автопроизводителя из «большой дейтройтской тройки» изначально запрашивали в Конгрессе $50 млрд. И это при том, что, по оценкам американских экспертов, техническое перевооружение этих автоконцернов на выпуск более экологически чистых автомобилей обошлось бы дешевле и пятой части этой суммы. Однако аппетиты акул автобизнеса были урезаны всего лишь вдвое.
Сергей Малинин