В преддверии выборов американские политики готовы обещать поддержку кому угодно. Хитом этой недели должно стать решение о поддержке государством национальных американских автопроизводителей – «большой детройтской тройке» General Motors, Chrysler и Ford.
Речь идет о выделении автомобильным концернам долгосрочного кредита в размере $26 млрд. Такое решение во вторник поддержала Палата представителей Конгресса США. Декларируется, что деньги будут направлены на переоборудование заводов и освоение новых моделей, в первую очередь малолитражек и гибридов.
Забота не праздная. Напомним, что новой энергетической стратегии США предполагается снижение зависимости от углеводородного сырья, в том числе и на транспорте. В рамках этого плана в конце 2007 года президент США Джордж Буш подписал «Энергетический закон», согласно которому в 2020 году в США будет запрещено передвигаться на автомобиле, потребляющем больше 6,6 литров топлива на 100 км. Закон будут реализовываться постепенно, и первые ограничения вступят в силу с 2011 года.
$26 млрд – много это или мало? Несмотря на солидные размеры поддержки, автопроизводители заведомо останутся ею недовольны. Так, представители General Motors оценивают свой вклад в «зеленые автомобили», как называют в США экологически чистые авто, не менее чем в $50 млрд. Подобных спекуляций стоит ожидать и от коллег GM «по цеху».
С другой стороны, есть и другие цифры. Американский институт мировых ресурсов со штаб-квартирой в Вашингтоне сделал свой расчет затрат автопроизводителей на адаптацию к будущим требованиям по экологичности. Отметим, что он пересекается с некоторыми данными, которые обнародовали Ford и Chrysler. Итак, по подсчетам института, General Motors до 2015 года должен затратить на разработку и внедрение ресурсосберегающих технологий $2,2 млрд., Ford - $2,1 млрд. (компания ранее объявляла об инвестициях в размере $2 млрд), Chrysler - $1,6 млрд (было объявлено о затратах в размере $1,8 млрд).
Очень вероятно, что полученные «дешевые» деньги автоконцерны пустят на решение своих проблем по бизнесу. А их, в условиях экономического кризиса в США, более чем достаточно. Рост цен на топливо, растущая безработица и снижение доходов американцев отвратило их от покупки изделий автопрома, особенно от собственного. В продуктовой линейке американских автопроизводителей традиционно большую долю занимали большие машины с большими двигателями, которые потребляют большое количество горючего. На них-то и пришлось роковое падение спроса.
Кроме того, сам спрос в США постепенно смещается в сторону японских и корейских автомобилей, которые предложили американскому потребителю более гибкий подход в плане экономичности и цены.
В итоге к этому году общий убыток крупнейших американских автопроизводителей General Motors, Ford Motor и Chrysler может составить $5,6 млрд.
Неудивительно, что эти компании будут рады любой помощи. А льготный кредит в размере $26 млрд, особенно в условиях кредитного кризиса, который переживает США, - очень неплохая «рука помощи».
Проблема лишь в том, что на бюрократические проволочки в принятии этого плана и его реализации, может уйти больше года. А за это время Белому дому придется провести немало неприятных диалогов со своими партнерами по Всемирной торговой организации. Господдержка национальных секторов экономики, особенно автопрома, идет вразрез с правилами ВТО. Представители немецкого автопрома уже подвергли критике решение Сената США. На сегодняшний день с резким протестом выступили германская автомобильная ассоциация VDA и автомобильный концерн MAN.
Грубое нарушение правил конкуренции на мировом рынке чревато для Вашингтона адекватным противодействием в рамках торговых соглашений. Впрочем, спасение национального автопрома может стать неплохой картой в разгар предвыборной борьбы за кресло президента США.
Сергей Малинин