Российский истребитель Су-30 доказал свое превосходство над боевым самолетом пятого поколения F -35, разрабатываемом в США. Правда, пока в виртуальном бою. Но и этого хватило для появления сомнений у потенциальных покупателей американского истребителя. Насколько можно доверять «компьютерным поединкам»?
В военном ведомстве Австралии если не скандал, то близко к нему. Целесообразность перевооружения истребительного авиапарка национальных ВВС на самолеты пятого поколения F-35 поставлена под сомнение. Виной тому стали военные игры, устроенные американцами в августе этого года. На них были приглашены и представители ВВС Австралии.
С помощью компьютерной техники были смоделированы воздушные бои между самым современным истребителем фирмы «Мартин-Локхид» F-35 и российским Су-30, который считается самолетом поколения «4+» (в отличие от F-35, который является истребителем 5-го поколения). Несмотря на разницу в поколениях, сообщается, что российский истребитель одержал убедительную победу над американским противником.
Представитель либеральной партии Австралии Деннис Дженсен получил данные, согласно которым F -35 «побили как пингвинов».
Эксперты, опрошенные Bigness.ru расходятся в оценках этих учений.
Эти бои продемонстрировали провал американской концепции истребителя пятого поколения, сказал Bigness.ru Владимир Анохин, вице-президент Академии геополитических проблем, в прошлом – военный летчик.
«Этот вопрос поднимался давно. Американцы исходили с позиций, что высокоточное оружие дальнего боя компенсирует недостаток маневренности самолетов при уходе от ракетных атак, - рассказал нам эксперт. - Поэтому, спроектировав свой истребитель, они почти полностью убрали фактор высокой маневренности, полагая, что атаки с передних полусфер и с дальних дистанций могут компенсировать все остальные вещи».
По данным Анохина, компьютерные аэродинамические проработки американского самолета показали, что его маневренность при самых лучших показателях только лишь подбирается к показателям Су-27. «Следовательно, если смоделировать полеты в комплексе с ракетами, маневренностью и прочем, то этот самолет, в который уже вложено много денег, по совокупности качеств не превышает наши самолетов поколения 4+», - уверен вице-президента Академии геополитических проблем.
Владимир Анохин подчеркнул, что в случае реального боестолкновения между этими двумя самолетами на первый план выйдет человеческий фактор – мастерство летчика-истребителя. Использовать потенциал сверхманевренности российского самолета может только высококвалифицированный пилот.
В свою очередь, не склонен переоценивать результаты компьютерных боёв руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Эти игры не могут оценить огромное количество факторов, которые могут сыграть значения в реальных боевых действиях», - сказал он в интервью Bigness.ru.
Нельзя забывать, что самолеты пятого поколения – это не просто летательные аппараты как таковые, подчеркивает эксперт. «Это часть сложной системы, в которую включены наземные, воздушные, надводные силы», - напоминает он. По его мнению, смоделировать полностью всю эту систему в ходе некоей виртуальной игры попросту невозможно.
Вместе с тем, он признает, что способность Су-30 переманеврировать в ближнем воздушном бою может подавляющее количество самолетов иностранного производства –ни для кого не секрет.
С другой стороны, F -35 – «это еще некоторое “инкогнито”, его реальные боевые качества еще толком неизвестны», - говорит Пантелеев, так как этот самолет еще не принят на вооружение.
Аналитик не исключает и преднамеренных спекуляций со стороны американских военных. «Подобные сообщения регулярно появляются, когда американским военным или кому-то еще нужно оправдать увеличение расходов на ту или иную программу», - сказал Пантелеев. Действительно, учитывая известный уровень коррупции в оборонно-промышленном комплексе США, эту версию не стоит отметать.
В любом случае, «компьютерная неудача» F -35 вряд ли сподвигнет австралийские ВВС закупить российские истребители. Упомянутый политик Деннис Дженсен, разыгрывает «карту» с виртуальными боями лишь для того, чтобы пролоббировать закупку вместо истребителей F -35 другие самолеты пятого поколения - F -22, которые эксплуатируются уже на протяжении нескольких лет. Правда, этот истребитель почти в два раза дороже F -35, а его экспорт вообще был запрещен еще 10 лет назад. Отмена запрета только рассматривается конгрессом США.
Сергей Малинин