Глава Минфина Алексей Кудрин решил в конец запугать лоббистов снижения налога на добавленную стоимость. Веский аргумент, который поумерит их пыл в продвижении собственной идеи.
Министр заявил, что решение снизить ставку налога на добавленную стоимость (НДС) до 12% приведет к увеличению инфляции на 3,8% и никакого стимулирования экономического роста не будет. Таким образом, эффект от снижения НДС будет прямо противоположным тому, на который рассчитывает предпринимательское сообщество и Минэкономразвития.
Сценарий развития экономики до 2020 года, подготовленный Минэкономразвития, несет угрозу стабильности финансовой системы, предупредил министр финансов Алексей Кудрин, собравшихся на заседание.
Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов (ЦМАКП) в интервью Bigness.ru возмутился подсчетами министра финансов: «Мы делали расчеты инфляции, учитывая снижение НДС до 12%, однако прирост ее составил максимум 1,5%. Откуда Алексей Кудрин взял 3,8% мне не очень понятно».
В ЦМАКП подсчитали, что от снижения НДС будет умеренный рост ВВП, примерно до 0,2% в год. Однако за счет этого возможен очень сильный структурный эффект: «То есть, и зменение ставки НДС в меньшую сторону не окажет значительного влияния на рост ВВП. А вот на разные отрасли такое изменение НДС окажет различное влияние. Д обываю щей промышленностью, торговлей эта мера почти не почувствуется, зато даст расти обрабатывающ ей промышленности – слабому звену экономики», – говорит Д.Белоусов.
Бизнесмены соглашаются с нашим собеседником и не устают повторять, что прежняя налоговая нагрузка может привести к банкротству компаний. По подсчетам «Деловой России», 40% российских предприятий могут не дожить и до конца этого года. Уменьшение же налогового бремени, наоборот, простимулирует инвестиции в развитие производств с высокой добавленной стоимостью и поможет экономике расти независимо от мировой конъюнктуры цен на нефть, сообщает РИА «Новости».
Впрочем, пока что в качестве компромисса государство может предложить бизнесу снижение налога на прибыль вместо снижения НДС. Об этом заявил, в частности, помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович. «Если мы придем к выводу, что снижать НДС нельзя по каким-то причинам, может быть, Минфиннас убедит, то снижение налога на прибыль также является вариантом компенсации увеличения обязательных страховых взносов», – приводит Reuters слова Дворковича.
Между тем, чиновник не согласен с А.Кудриным, что снижение НДС приведет к повышению цен. Он уверен в обратном эффекте.
Напомним, что собеседники Bigness.ru не раз выступали за полную отмену НДС, называя его «коррупционным». Однако, Минфин категорически против снижения НДС, так как этот налог является одним из важнейших источников дохода федерального бюджета. Кроме того, поскольку рост потребительских цен в стране стал не только главной экономической, но и социальной проблемой, ускорение инфляции может стать решающим аргументом в споре по налогу.
Академик Российской академии наук (РАН) Сергей Глазьев предлагает три варианта действий, которые снимут болезненность отмены НДС. Первый вариант – сбалансировать бюджет путем отказа от профицита, все равно эти деньги обесцениваются. Второй – повысить экспортную пошлину и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по отношению к добытчикам газа, который сегодня десятикратно меньше, чем по нефти на единицу условного топлива. Третий вариант – самый нежелательный – введение налога с продаж.
Дмитрий Белоусов считает, что НДС в обозримой перспективе должен сохраниться хотя бы потому, что он достаточно устойчив к шоку: «У газовиков и нефтяников наступают сложные времена – рост потребностей в инвестициях и т.д. Кроме того, НДПИ прямо или косвенно зависит от цен и в целом от конъюнктуры газовой отрасли, от добычи и т.д. Сажать устойчивость бюджета на такую ненадежную основу, а особенно сейчас было бы неразумно», – говорит он.
Говоря об увеличении экспортных пошлин, эксперт ЦМАКП уверен, что возможности для дальнейшего их наращивания пошлин достаточно ограничены. «Например, все налоги для нефтяников, в том числе и НДПИ, налог на прибыль мы изымаем где-то 84-86 центов с каждого доллара прироста мировых цен на нефть, то есть такую ценовую ренту снимаем с них. А им предстоит осваивать новые трунодоступные месторождения на Севере, в Восточной Сибири», – делится он.
Что касается совета Глазьева – «отказаться от профицита», такая мера тоже пока не актуальна. «Кажется, начинают снижаться цены на нефть и вопрос профицита снимается как-то сам собой, возникает проблема балнсировки бюджета, связанного с пенсионной проблемой. У нас уже где-то лет через пять начинается очень быстрый рост выхода на пенсию возрастных когорт довольно масштабных и соответствующий рост потребностей – высока потребность в помощи федерального бюджета. К середине следующего десятилетия проблема профицита рассосется сама собой из-за растущих социальных расходов», – аргументирует свою позицию Д.Белоусов.
Впрочем, отменить НДС в более отдаленной перспективе, возможно, за счет смещения в сторону налогов с населения – на имущество и доходы. Однако с нашим разрывом между богатыми и бедными, слабостью института по взиманию подоходного налога мы пока далеки от такой схемы замещения, продолжает он.
Говоря о возможном снижении ставки НДС до 12% в текущем или следующем году, Белоусов отметил: «Бюджет 2009 уже в Госдуме, пересматривать его, я думаю, никто не станет. Поэтому наиболее ранний вариант снижения НДС – 2010 год, хотя, вероятнее всего к этой мере прибегнут не ранее 2011-2012 гг».
Наталья Трефилова