Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) будет не только выпускать отечественные самолеты, но и импортировать зарубежные. Такое сенсационное сообщение сделал вице-премьер Сергей Иванов на совещании в Нижнем Новгороде.
При этом вице-премьер сослался на решение другого, еще более представительного совещания по проблемам авиапрома, днем раньше состоявшегося в Ульяновске под председательством премьера Владимира Путина. «Правительство будет мониторить ситуацию, и чтобы уравнять интересы авиаперевозчиков и авиапроизводителей, было принято решение о том, что можно будет покупать импортные самолеты в лизинг, но только по принципу “одного окна” – через ОАК», – цитирует Иванова РИА «Новости».
Вице-премьер также сообщил, что правительство России разрешит беспошлинный импорт самолетов вместимостью от 50 до 300 мест. Сейчас, учитывая НДС, платежи за ввоз такой авиатехники в Россию превышают 40% таможенной стоимости самолета.
Кстати, накануне в Ульяновске министр экономического развития Эльвира Набиуллина обнародовала гораздо менее радикальный проект обнуления пошлин на импорт авиатехники. Ее вариант предусматривал освобождение от них лишь самолетов вместимостью до 50 кресел. Воздушные суда до 19 пассажирских мест и свыше 300 кресел уже сейчас ввозятся в Россию беспошлинно, правда, этот порядок считается временным.
Авиаперевозчиков сообщение г-на Иванова застало врасплох. Однако некоторые из них все же немедленно выразили готовность работать по новым правилам. «Мы уже предлагали ОАК подобный вариант в связи с задержкой поставки нам отечественного регионального самолета Sukhoi SuperJet 100, – напомнил «Времени новостей» заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. – Мы хотели бы, чтобы ОАК взяла для нас в лизинг аналогичные иностранные самолеты на то время, пока Sukhoi SuperJet 100 завершает процесс сертификации».
В случае скорейшего согласования проекта новая льгота – отмена пошлин на ввоз самолетов вместимостью до 50 мест будет введена с 1 января 2009 года. Обнуление пошлины позволит перевозчикам не только заменить ненадежные устаревшие машины, но и ввести в эксплуатацию современные самолеты, более экономно потребляющие топливо. C учетом невероятно высоких темпов роста цен на нефть и авиационный керосин, это было бы своевременным решением.
Напомним, что стоимость топлива сказалась на авиаперевозках по всему миру: цены на билеты резко поднялись за счет топливного сбора, резко упали доходы авиакомпаний. Для России это обернулось кризисом авиаальянса AirUnion.
По словам собеседника Bigness.ru, аналитика ИФК «Метрополь» Михаила Пака, «мы явно запаздываем с производством. Мало того, мы отстаем в развитии от мирового авиапрома как минимум на 10-15 лет. У нас малопривлекательная отрасль для молодежи – низкие зарплаты. Из-за этого у нас образовалась кадровая “яма”. Скоро некому будет передавать опыт подрастающему поколению авиастроителей».
Спасти отрасль, на взгляд М.Пака, могут только огромные финансовые вливания. Однако даже в этих условиях вставать с колен мы будем как минимум лет 10. Все это время пассажиры должны летать на чем-то: «У нас средний возраст самолетов – 25 лет. Кроме того, у нас огромный парк советской авиатехники, которая неэффективна в плане расходования топлива. Новые российские самолеты, такие как Ил-96, не нравятся авиаперевозчикам, поскольку у них высокий уровень шума и отставание еще по ряду технических характеристик. За последнее время только Куба заявила желание купить два таких самолета. Своих заявленных обязательств по покупке Ил-96 не исполняет даже “Аэрофлот”. Купить подержанный самолет за границей во всех отношениях выгоднее», – говорит наш собеседник
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) до сих пор не успела запустить производство российских самолетов на полную мощность, в 2007 году было выпущено шесть самолетов, в текущем планируется выпустить 15.
В то же время объемы ежегодного производства ведущих мировых авиастроителей Airbus и Boeing исчисляются сотнями машин. Таким образом, если новую иностранную технику будет возможно покупать без пошлин, спрос на российские самолеты совершенно упадет. Именно в том причина, по которой решение о полной отмене ввозных пошлин на все самолеты так до сих пор и не принято.
Если пошлины отменят вовсе, а не только на самолеты вместимостью до 50 пассажиров, как предлагает Э.Набиуллина, пострадает и любимый широко разрекламированный проект российского руководства – Sukhoi SuperJet 100. Сегодня он входит в категорию самолетов от 50 до 90 пассажиромест.
Однако, по мнению М.Пака, государство вряд ли отменит пошлины для самолетов такой вместимости. Все-таки развитие собственного самолетостроения – в приоритете. Впрочем, В.Путин предложил обнулить пошлину только на те самолеты, аналогов которым российский авиапром предложить не может. Как будут развиваться события дальше, пока не решено.
Руководству страны предстоит вынести грамотное решение относительно отмены или неотмены пошлин. Немудрые шаги нанесут удар по российской авиационной промышленности, предупреждает наш собеседник.
Наталья Трефилова