В ВТО вступать не собираемся как минимум до 2010 года – еще раз дали понять российские чиновники. Минэкономразвития вопреки запретам Всемирной торговой организации планирует возобновить практику соглашений с «избранными» иностранными автопроизводителями по промсборке. Новые производства будут насаждать на Дальнем Востоке.
Минэкономразвития РФ планирует возобновить механизм заключения соглашений по промсборке автомобилей, заявил замминистра экономического развития Станислав Воскресенский журналистам в кулуарах V Байкальского экономического форума.
Министерство также продлевает сроки подписания соглашений с производителями автокомпонентов по работе в режиме промышленной сборки. Директор департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Дмитрий Левченков сообщил журналистам, что сроки подписания соглашений по промсборке автокомпонентов будут продлены до 31 декабря 2009 г.
Речь идет о возможности заключать соглашения по проектам, по которым ранее были подписаны меморандумы, но срок их действия уже закончился, поделился с Bigness.ru исполнительный директор НО НАПАК «Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов» Михаил Блохин.
Он напомнил, что несколько лет назад российское правительство предложило иностранным производителям автомобилей чрезвычайно выгодные предложения по промсборке в России.
Так, согласно постановлению № 566 «О внесении изменений в Таможенный тариф РФ в отношении автокомпонентов, ввозимых для промсборки», предприятия имели возможность ввозить комплектующие без пошлин или облагаемые небольшой таможенной ставкой.
Льготный режим для использования импортных компонентов действует в течение определенного срока, за которое производитель может наладить локальное производство комплектующих. Позже льготы распространились и на производителей автокомпонентов. Многие иностранные лидеры отрасли, в том числе Ford, General Motors, Toyota Nissan и другие воспользовались этой возможностью, в результате в последнее время в отрасли наблюдался стремительный рост производства.
Однако планы России по вступлению в ВТО наложили обязательства соблюдать иные правила – в соответствии с нормами Организации Россия уже не может предоставлять иностранным производителям такие же льготы. По мере приближения к вступлению в организацию (по заявлениям чиновников, предполагалось, что окончательно вопрос по вступлению России в ВТО решится во второй половине текущего года) переговоры по строительству новых предприятий по производству автомобилей не получили желаемого развития.
Справка: р ежим промсборки, по которому в России работают все заводы иностранных автоконцернов, был упразднен еще осенью 2007 года как противоречащий нормам ВТО. В 2007 г. в рамках механизма промышленной сборки М инэкономразвитие заключило 13 инвестиционных соглашений, как с иностранными компаниями-лидерами мирового автомобилестроения, так и с российскими производителями автомобилей и автокомпонентов : Peugeot Citroen, Suzuki, Hyundai, « Северсталь-Авто », Toyota Boshoku и т.д. Общий объем инвестиций в автомобильную отрасль в рамках соглашений, заключенных в 2007 г., составит более 1,8 млрд долл.
28 ноября 2007 г. состоялось открытие автосборочного завода компании Volkswagen AG в Калужской области по производству модельного ряда автомобилей Volkswagen и Skoda.
В рамках механизма промышленной сборки подписа но 46 соглашений о намерениях с крупнейшими мировыми автопроизводителями и производителями автокомпонентов (Magna International Europe AG, MAGNETTI MARELLI, JOHNSON CONTROLS, группа FAURECIA, компания Eberspacher International GmbH, ОАО « КамАЗ » и т.д.) по созданию новых производств на территории России.
После событий в Южной Осетии и известной реакции стран Запада, сроки вступления России в ВТО отодвинулись на неопределенное время. Теперь Минэкономразвития дает новый старт по заключению соглашений с иностранными производителями. В настоящий момент речь, прежде всего, идет о создании сборочных автопроизводств на Дальнем Востоке.
Возможность проникновения на российский рынок получат и многострадальные китайские автомобили, которым российские власти практически заблокировали вход на российский рынок в льготном режиме промсборки. Кроме того, переговоры о создании совместного производства автомобилей в Комсомльске-на-Амуре с Nissan ведет «АвтоВАЗ».
Глава госкорпорации «Ростехнологии», председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Сергей Чемезов пояснил: «Речь идет о сборке легковых автомобилей Nissan. Там есть необходимые квалифицированные специалисты, и есть пустующие площади на судостроительных предприятиях для сборки автомобилей».
Кроме того, «АвтоВАЗ» ведет переговоры с Caterpillar о создании совместного предприятия по производству строительной и горной техники (крупнотоннажных самосвалов, экскаваторов и бульдозеров.), сообщил глава госкорпорации, добавив, что местом дислокации производства будет Новосибирск.
Также на Дальнем Востоке планирует реализовать проект компания Sollers (бывшая «Северсталь-Авто», переименована в апреле 2008 года). Правительство Хабаровского края предложило автомобилестроительному холдингу шесть промышленных площадок для строительства в регионе модульного завода по сборке внедорожников и грузовых автомобилей. «У компании большое желание как можно скорее начать строительство и уже на будущий год наладить производство», – поделился губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев. При этом он отметил, что предприятие будет обеспечено необходимыми налоговыми льготами.
Ранее представитель Sollers сообщал, что компания рассматривает возможность размещения производства пикапов Isuzu на Дальнем Востоке. Он отмечал, что на Дальнем Востоке возможна только крупноузловая сборка в силу отсутствия в этом регионе современных производств. Решение о начале строительства предприятия будет принято, когда доля продаж пикапов на российском рынке достигнет 10% (2% в настоящее время). Кроме того, Sollers может разместить на Дальнем Востоке производство легковых автомобилей SsangYong.
В общем, до конца 2009 года шанс организовать промсборку в России есть у всех желающих, кто не уложился в сроки подписания соглашений по промсборке до ноября 2007 года.
По мнению представителя НАПАК М.Блохина, «замещение прямого импорта автомобилей продукцией, собранной на территории России – несомненный плюс. Сборка новых авто лучше, чем ввоз старых и подержанных. Импорт – это когда ни цента не сделано здесь, а сборочное производство на нашей территории – это уже 15-20% добавленной стоимости на территории страны. С последующей локализацией технологии производства автокомпонентов эта доля увеличивается, поэтому эффективность, естественно выше»,– поделился он.
По его словам, автомобильная промышленность имеет большую социальную значимость, несмотря на то, что ее рентабельность невысока. Эксперта радует то, что сборочные заводы будут строиться максимально близко к рынкам сбыта.
Как отмечает гендиректор НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова на Дальнем Востоке сейчас больше машин на душу населения, чем в Москве, причем иномарок – около 73% от общего количества машин. Население этого региона привыкло ездить в основном на подержанных машинах. Дальний Восток – очень заманчивый рынок, где нет ни одной производственной мощности, а значит, нет более-менее доступных новых машин.
Виктор Пашков, начальник аналитического отдела « АСМ -Холдинга» негативно относится к открытию границ Россией для зарубежных автогигантов: «Мы уже сейчас чувствуем, как это отрицательно сказывается на наших традиционных отечественных заводах. В частности, “АвтоВАЗ” теряет свой рынок и очень серьезно. Производит своих авто он чуть больше половины, а два года назад эта цифра была 65%. Если говорить о рынке в целом, то примерно только его четверть сейчас за местными авто».
Аналитик ИК «Велес Капитал» Марина Иркли считает, что несмотря на государственную поддержку «АвтоВАЗа» и участие в акционерном капитале иностранной компании, положение российского автопроизводителя в отрасли достаточно сложное. Доля компании на российском автомобильном рынке ежегодно сокращается на 3-4%, констатирует эксперт.
Эффективность создания СП в Комсомольске-на-Амуре совместно с Nissan вызывает у аналитика «Велес Капитала» серьезные опасения – регион насыщен качественными автомобилями японского производства, и «АвтоВАЗ» может столкнуться со сложностями в переориентации населения на свою продукцию.
Наталья Трефилова