Лидеры российского табачного рынка России объявили о повышении цен на свою продукцию. Причины – инфляция и рост акцизов, который предусмотрен рамочной конвенцией по борьбе с курением, которую мы подписали весной этого года. Текущее повышение цен будет незначительным, уверяют производители табачных изделий.
Компания JTI, лидер российского табачного рынка, в сентябре повышает максимальные розничные цены (МРЦ) на 10% на часть своих ключевых брендов – Camel, Mild 7 и «Русский стиль».
Почти на столько же к началу осеннего сезона повысили МРЦ и конкуренты JTI – BAT, Philip Morris и Imperial Tobacco. Все продукты, входящие в потребительскую корзину, с начала года подорожали не менее чем на 15%, говорят эксперты, но табачники из-за действия МРЦ вынуждены регламентировать изменения цен.
С 1 сентября повысить МРЦ на свои марки West и Imperial Classic с 21 до 23 руб. и с 9,5 до 12 руб. соответственно планирует компания Imperial Tobacco. Российский офис British American Tobacco (BAT) разослал ритейлерам информационное письмо с предупреждением об изменении МРЦ еще в конце мая.
С 1 июня BAT поднял МРЦ на весь портфель более чем на 15%: сигареты семейства Vogue Arome подорожали с конца прошлого года 48 до 54 руб., Kent 3-Tek – с 38 до 43 руб., Kent Nanotek – с 42 до 48 руб., Lucky Strike – с 31 до 38 руб.
В российском офисе Philip Morris рассказали, что уже повысили МРЦ на ряд марок с 1 августа. По информации ритейлеров, МРЦ на сигареты семейства Marlboro увеличилась с 35 до 38 руб., Parliament – с 50 до 53 руб., LM – с 21 до 23 руб. «На ряд марок МРЦ уже повысились, на остальные изменения произойдут в течение сентября», – сообщил менеджер крупной розничной сети газете «Коммерсант».
По словам пресс-секретаря российского офиса JTI Анатолия Верещагина, его компания повысила МРЦ на ряд марок с 1 июля: в частности, МРЦ на флагманский бренд компании Winston была увеличена с 23 до 25 руб., на «Русский стиль» – с 29 до 31 руб. От комментариев относительно возможного повышения МРЦ на другие бренды сигарет господин Верещагин воздержался. Впрочем, о намерении JTI повысить МРЦ на весь портфель в пределах 10% в течение сентября уже осведомлены ритейлеры. В разосланных им прайс-листах сообщается, что в течение сентября JTI повысит цены на сигареты семейства Mild Seven с 37 до 40 руб., Camel – с 31 до 34 руб., Lucia – с 50 до 55 руб., «Русский стиль» – с 30 до 33 руб.
В интервью Bigness.ru гендиректор Ассоциации производителей табачной продукции (АПТП) «Табакпром» Вадим Желнин пояснил, что система МРЦ была введена с 1 января 2007 года и означала новый порядок взимания акциза с табачных производителей.
Справка: С 2007 года в России действует фиксированный акциз за 1 тыс. сигарет с фильтром плюс 5% от максимальной розничной цены. Производители имеют право менять максимальные розничные цены раз в месяц, о чем обязаны заранее уведомлять ФНС, при этом розничные точки не имеют права продавать сигареты по более высокой цене. Впервые МРЦ на пачках появилась в январе 2007 года: к установлению МРЦ производители подошли очень осторожно, и в результате они оказались даже ниже декабрьских.
Основными причинами роста цен на табак он также называет инфляцию и повышение акцизов, которое предусмотрено, в том числе, рамочной конвенцией по борьбе с табакокурением, которую Россия подписала весной этого года. Между тем, по словам В.Желнина, российский Минфин стал следовать установкам этого документа еще задолго до его принятия.
Новое повышение стоимости сигарет в АПТП называют вполне приемлемым. «Производители табачных изделий повысили цены незначительно, если учитывать зафиксированный уровень инфляции по стране на сегодняшний день. Такая лояльность к потребительскому кошельку обусловлена, прежде всего, высокой конкуренцией на рынке табака», – считает В.Желнин.
Однако, по словам нашего собеседника, общую картину с ценами могут испортить активные противники курения. «Все чаще мы слышим реплики о том, что в России стоимость пачки сигарет нужно довести до европейской. Это означает, что они предлагают повысить акцизы не на несколько процентов, а в несколько раз. Свою инициативу эти лоббисты продавливают в Госдуме и Правительстве. Есть подозрения, что рано или поздно их услышат», – предполагает нежелательный исход событий для табачников наш эксперт.
На его взгляд, многократный рост акцизов – это совершенно бессмысленная мера. Высокая цена сигарет приведет к тому, что табачники уйдут в тень. «Если рассматривать европейскую статистику, где пачка сигарет стоит порядка двух евро в среднем, то доля контрафакта, производимого на их территории в лучшем случае составляет 10-15%, например в Литве, где очень жесткая антитабачная политика, в “тени” продается до 40% табака», – предостерегает В.Желнин.
Что касается России, на взгляд нашего эксперта из АПТП, Минфин проводит пока что достаточно грамотную акцизную политику. Об этом говорят цифры, характеризующие нелегальный российский рынок – это не более 1% от всей продаваемой у нас продукции.
Ситуация может в корне изменится в худшую сторону, если противники курения изменят позицию законотворцев. Видимо, производителям ничего не останется при высоком росте акцизных ставок, как уподобится тем же производителям крепкого алкоголя, которые в две смены выпускают лицензионное спиртное, а в третью – нелегальный безакцизный продукт, пользующийся более высокой популярностью у потребителя.
«Надеюсь, что акцизы на табак будут расти в соответствии с покупательской способностью населения, чтобы не допустить вытеснения легальной продукции контрафактом», – заключает эксперт «Табакпрома».
Наталья Трефилова