Высокие керосиновые цены, кажется, довели до точки чиновников у руля. Государство натравило на нерадивых спекулянтов ФАС, а ведомство, в свою очередь, нащупало рычаг давления. Похоже, от действия органа появился первый эффект. ЗАО «Газпромнефть-Аэро» прогнозирует падение цен на авиакеросин уже в сентябре. Такое заявление от компании последовало сразу же после высказанных в ее адрес новосибирским УФАС подозрений в необоснованном повышении цен.
Напомним, что в начале этой недели Новосибирское УФАС сообщило, что подозревает ТЗК «Северный» (Новосибирск) и ЗАО «Газпромнефть-Аэро» (Москва) в необоснованном повышении цен на авиакеросин, реализуемый не территории Новосибирской области.
Как сообщала пресс-служба ведомства, «новосибирским УФАС установлено, что ООО “Северный топливно-заправочный комплекс” (ООО “ТЗК “Северный”) повысило цену реализации авиакеросина в период с 10 июня 2008 года по 18 августа 2008 года с 28,9 тысячи рублей за тонну до 31,5 тысячи рублей за тонну. Темп роста указанной цены составил 8,6%».
По информации ведомства, ТЗК «Северный» называет причиной повышения собственной цены реализации повышение цен нефтяными компаниями. «Однако указанная причина не объясняет темп роста цены реализации ООО “ТЗК “Северный”. Темп роста цены приобретения авиакеросина у поставщика составил только 2,3%», – отмечает УФАС.
«Газпромнефть-Аэро» повысило цену реализации авиакеросина в период с 1 июля 2008 года по 18 августа 2008 года с 29,3 тысячи рублей за тонну до 35,0 тысячи рублей за тонну. Темп роста цены составил 19,3%. Цена приобретения авиакеросина у поставщика в указанном периоде не изменилась, указывается в сообщении.
На основании этих данных ведомство возбудило дела в отношении ТЗК «Северный» и «Газпромнефть-Аэро» по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Рассмотрение дел назначено на 7 и 30 сентября соответственно, сообщают РИА «Новости».
Справка: Среди основных контрагентов предприятия – ОАО «Аэрофлот» (РТС: AFLT) – российские авиалинии» , ФГУП «ГТК «Россия» , ОАО «Трансаэро» , ОАО «Авиакомпания «Сибирь» (РТС: AVSI), ЗАО «Скай Экспресс», ЗАО «Аэрофлот-Норд», ОАО «Аэрофлот-Дон» , ОАО «Дальавиа» и другие. ЗАО «Газпромнефть-Аэро» создано в январе 2008 года для реализации авиатоплива «Газпром нефти» (РТС: SIBN) и эксплуатации топливозаправочных комплексов (ТЗК) в аэропортах России.
Совпадение это или гибкая политика в отношениях с властьимущими, но буквально через пару дней после заявления новосибирского УФАС, а именно 28 августа, компания «Газпромнефть-Аэро» заявила о том, что цена авиационного керосина в сентябре упадет на 1,5-3 тыс. рублей за тонну. «Цена уже снижается: в августе она упала на 1 тыс. рублей за тонну, в сентябре может снизиться на 1,5-3 тыс. рублей», – передает слова гендиректор а ЗАО « Газпромнефть-Аэро » Владимир а Егоров а «Интерфакс».
Скорее всего, керосин подешевеет аккурат перед слушанием дела компании о необоснованном повышение цен на авиатопливо.
В свою очередь, источник, приближенный к ЗАО «Газпромнефть-Аэро» на условиях анонимности подтвердил эти предположения Bigness.ru. По его словам, «любая компания, особенно в период отката нефтяных цен назад на мировых рынках стремиться получить как можно более высокую маржу от своей деятельности».
Видимо, и «Газпромнефть-Аэро» не побрезговала этим обстоятельством, хотя для снижения цен на авиатопливо были все предпосылки. Это диктовала складывающаяся конъюнктура на мировых рынках нефти.
Возможно, российские поставщики авиатоплива и дальше продолжали бы зарабатывать «нечестные» деньги. Однако 11 июля государство в лице премьер-министра Владимира Путина заявило о необходимости принять срочные меры в связи с резким ростом цен на авиатопливо в России. Он пригрозил ФАС принять «кадровые решения в случае неисполнения поручения».
Несмотря на то, что и центральным аппаратом антимонопольного ведомства ФАС, и ее региональными управлениями был возбужден целый ряд дел по признакам нарушений на рынке авиатоплива, в ФАС России все же начались перестановки.
Это удалось выяснить журналисту нашего делового портала, пытавшегося получить официальный комментарий относительно сложившейся ситуации вокруг цен на авиатопливо. Комментарий получить не удалось, поскольку кадровые перестановки в отделах ведомства еще не завершились.
Происходит ли это по причине «плохой» работы ведомства, либо это плановые перестановки, остается загадкой. Однако с овершенно нет сомнений, что государство устроило настоящую охоту на топливных спекулянтов.
Напомним, что в прошлом месяце Генеральная прокуратура РФ сообщила о создании межведомственной группы для борьбы с ценовыми сговорами и биржевыми спекуляциями. Во многих регионах уже начался этот процесс. Группа объединит в себе представителей МВД, ФАС, ФСТ, ФСФР, Минтранса и Минсельхоза России.
Вопрос борьбы с высокими ценами на авиакеросин в России и, как следствие, дороговизной отечественных воздушных перевозок встал ребром в последние пару недель. Ситуация с невылетами десятков самолетов альянса AirUnion, похоже еще больше подстегнет власть не выпускать контроль над ситуацией из своих рук.
Правда, независимые эксперты топливного рынка сомневаются в эффективности этих драконовских методов. По словам аналитика АКБ «Русинвестклуб» Дмитрия Вавилова, ситуация на рынках действительно может измениться. Скорее всего, данный инструмент не будет использоваться для недобросовестной конкуренции и ослабления отдельных участников рынка, поделился он с ИА «РосФинКом».
Однако данная мера не является панацеей для всех рынков. «Большое количество рынков являются региональными монополиями, где протекционизм региональных властей дает преференции некоторым производителям. Из-за малого размера этих рынков вряд ли они попадут в поле зрения создаваемой комиссии», – считает Вавилов.
Тем не менее, отметил аналитик, по сравнению с развитыми странами у нас есть преимущество. «Большое влияние государства в экономике позволяет влиять на цены просто словами высших должностных лиц. Самым явным примером стала ситуация с “Мечелом” , который потерял 30% капитализации после того, как компанию обвинили в завышении цен на продукцию (даже не в ценовом сговоре)»,– сказал Вавилов.
Он добавил, что в некоторых секторах под предлогом контроля за ценами может произойти огосударствление, например, на рынке авиакеросина крупным игроком может стать корпорация Ростехнологии.
Впрочем, как на самом деле будет развиваться ситуация с ценами на авиатопливо, покажет лишь время.
Наталья Трефилова