Казалось, все просто: открываем Power Point, вносим в слайды необходимую информацию и презентация готова! Над чем здесь еще думать? Вы ошибаетесь: деловая презентация – это искусство подачи вашего бизнеса в выгодном свете потенциальным клиентам. Сегодня презентаций и их видов развелось так много, что порой задумываешься, как все эти грамотно выстроенные выступления с правильно подобранными слайдами вообще могут заинтересовать.
«Аудитория часто спит или раздражена совсем не потому, что выступающий что-то делает не так, а по причине того, что все это она уже не раз видела и слышала», - говорит Екатерина Михайлова, ведущий Тренер Центра обучения персонала "КЛАСС", - «Поэтому просто грамотно выстроить выступление, сообщить факты и даже вызвать интерес недостаточно. Все равно над этими залами витает хорошо замаскированное правильно поставленными навыками ощущение некоторой бессмысленности происходящего, игры по правилам, но без меча».
Здесь следует сразу оговориться: история деловой презентации в нашей стране пока коротка. В то время как западный бизнесмен от поколения к поколению передавал необходимые навыки своего рода «рекламного» выступления, в нашей стране такой проблемы вообще не существовало. Каждый знал свое место, частного бизнеса не существовало вовсе, а государственный, как известно, в рекламе не нуждается. «Люди, приезжающие из-за рубежа, держатся перед аудиторией более легко и раскрепощенно», - утверждает Радислав Гандапас, президент Академии Ораторского Мастерства, дважды удостоенный звания “Лучший бизнес-тренер года”.
«Отчасти это может быть связано с традициями подхода к публичным выступлениям в нашей стране. Не секрет, что Ленин одним из первых указов запретил преподавание риторики и формальной логики в средних учебных заведениях», - напоминает эксперт.
Все бизнес-тренеры, с которыми «Большому Бизнесу» довелось пообщаться в ходе написания этого цикла статей, сходятся в одном: нашим, отечественным менеджерам придется еще многому научиться. «Как правило, выступать они не любят и понять их можно», - продолжает Екатерина Михайлова, - «Прообразом публичного выступления хотим мы того или нет, является ответ у доски. А что это была за доска, все мы хорошо помним».
С другой стороны, подчеркивает наш собеседник, обучаемость наша невероятна: за десятилетие с хвостиком наши молодые и даже совсем не молодые презентаторы научились всему, кроме одного: ощущению настоящей внутренней свободы и удовольствия от контакта с аудиторией. «Но это не “тренируется”, - говорит Михайлова. - Это выращивается. Было бы странно, если бы человек, на которого может наорать кто угодно от непосредственного начальника до гаишника, во время публичного выступления вдруг обретал какую-то невероятную свободу – так не бывает».
При подготовке презентации можно выделить несколько этапов:
1. Планирование презентации. Ясно, что первоочередной задачей является определение целей самого выступления и анализ состава аудитории. На этом этапе также необходимо продумать структуру презентации.
Екатерина Михайлова выделяет здесь три блока задач:
· «все у как у больших»: вписаться в правила и стандарты, отшлифовать свои навыки так, чтобы незатейливое или успевшее поднадоесть содержание выигрывало за счет формы. Также на этом этапе важно победить волнение, отойти от роли отличника у доски.
· «экстрим и креатив» - каждый раз решать заново задачу установления контакта даже с трудной аудиторией, на ходу оценивать ситуацию, иметь в запасе варианты, опираться на подготовленный материал, но не держаться за него мертвой хваткой, лихо управлять вопросами и использовать их для решения своих задач.
· «скрипка Страдивари» - максимальная реализация своих данных, индивидуального стиля; акцент на самомотивации: что для меня особенно важно в этом выступлении, чего я хочу от себя, от аудитории; здесь речь идет уже не о том, чтобы «меньше волноваться», а о том, как использовать свое волнение, не о том, как «сделать правильно», а о том, какие правила я буду соблюдать, какие нарушу, а какие может быть, изобрету
2. Разработка презентации. Это уже детальное «продумывание» составов самих слайдов. Не только их информационное заполнение, но и выбор подходящих иллюстраций и графиков. Также особое внимание следует уделить подбору дополнительной информации: примеров, цитат, статистических данных, экспертных оценок и т.п.
3. Репетиция презентации. В принципе, подзаголовок говорит сам за себя. Вы проверяете, насколько логично состыкованы все слайды, смотрите на себя со стороны, анализируете эффективность вашего выступления.
Многие презентаторы пытаются отделаться от аудитории подборкой качественных слайдов, за которые можно удачно спрятаться и выполнять функцию переключателя. На самом деле, успех и эффективность деловой презентации зависит, большей частью, от человеческого фактора. Даже если вся подобранная информация логична и грамотна, но ведущий тускл и блекл – она вряд ли кого-то серьезно заинтересует. Для успеха необходим структурированный подход и «живость» оратора. Желаем удачи!
Евгения Бубнова