Поток иностранных туристов в Россию неумолимо падает. Менее чем за месяц их число сократилось на 10-15%, с горечью констатируют туроператоры. Турбизнес загнан в угол бездействием российских операторов, уверены эксперты Bigness.ru.
Туроператоры всерьез обеспокоились статистикой. Они все меньше зарабатывают. По словам главы компании «Академсервис ДМС» Леонида Исаковича, наибольший спад в этом сезоне наблюдался на рынке Германии и Австрии: «Поток туристов из этих стран в Россию составил примерно 80% от прошлогоднего уровня, – передает его слова «Интерфакс-Туризм». – Аналогичные показатели у Бразилии и Португалии. Чуть меньше падение затронуло рынок Франции – число туристов из этой страны равно 92% от уровня 2007 года. Примерно на 5% просел израильский рынок».
О снижении интереса к России со стороны иностранцев сообщил и Дмитрий Сапгир, генеральный директор компании «Интерсити Сервис»: «У нас тоже наблюдается спад: итальянских туристов стало на 10% меньше, испанских – на 20%, французских – на 30%».
По словам генерального директора компании «Тари-Тур» Марины Левченко, нынешний сезон нельзя назвать удачным: «Мы зафиксировали очередное падение спроса на отдых в России. Дело, в первую очередь, в дороговизне, которая делает отдых в России не по карману основной массе туристов».
По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, этот вид бизнеса почти десяток лет терпит крах: «Турпоток в Россию снижается уже как минимум с 2002 года. По статистике прошлого года иностранных туристов в Россию приехало меньше в 10 раз, чем в 1997 году. Связано это с неконкурентоспособностью российского турпродукта, в первую очередь, по цене. В Россию ехать дорого и оно того не стоит», – поделилась она с читателями Bigness.ru.
С тем, что в России незачем ехать и нечего здесь делать соглашается и другой наш эксперт, специалист по мотивации потребителя Виктор Тамберг. По его словам, уровень развития этой отрасли в стране отстал надолго, или даже навсегда.
Злая сонная горничная с мухобойкой в руках и в стоптанных тапочках, тараканы, общий душ и туалет для постояльцев…. Добро пожаловать, гости заморские, вас приветствует российская глубинка. Так, если утрировать, Россия до сих пор встречает зарубежных гостей, говорят специалисты.
При этом в нашей стране очень серьезный визовый режим, усложняет отдых необходимость регистрации в каждом населенном пункте, где останавливаются туристы, продолжает представитель РСТ. Кроме того, Россия – не пляжный регион, мы – холодная страна, здесь очень короткий сезон. Не добавляет привлекательности рынку отечественной туриндустрии и негативная информационная волна, связанная с внешнеполитическими отношениями России.
Проблем добавляет дороговизна путевок в Россию. Даже более или менее привлекательные и цивилизованные направления, такие, как Москва, Питер, города Золотого кольца, Байкал, Камчатка слишком недоступны в финансовом плане: «Например, для китайских и японских туристов тур в Россию стоит минимум 1500 евро за неделю, на те же самые деньги они могут отдохнуть в Восточной Европе с учетом перелета через территорию России уже две недели. Трехчасовой авиарейс из Токио в Петропавловск-Камчатский стоит около 1000 евро», – утверждает Ирина Тюрина.
Впрочем, по словам Виктора Тамберга, низкая цена это не главный фактор привлекательности отдыха. Было бы за что платить. У иностранных туристов, готовых поехать в Россию, на его взгляд, отсутствует четкое понимание того, что они получат от поездки. Это уже вопрос маркетинга и, в частности, брендинга.
По его словам, во всем мире все больше внимания уделяют своим уникальным национальным и территориальным брендам: например, Италия – это поход по модным магазинам, это старинная культура, музеи, это курорты, это итальянская кухня. Все это составляющие бренда страны.
В мире множество морских курортов, но все чем-то отличаются и каждый в чем-то уникален. Даже к продвижению отдельных городов и регионов страны, в Европе уже давно привлекают специалистов по маркетингу и брендингу.
Россия может похвастаться, разве что Москвой и Питером. Исторически так сложилось, что это привлекательные города, здесь есть на что посмотреть. Но кроме них, интересных объектов с точки зрения внешнего туризма, в России можно сказать и нет.
При этом, идей, которые могут продвигаться в России, много. Есть понятие «русская культура», которую можно разложить на составляющие и ориентировать на различные целевые группы. «Например: продвигать бренд “русская кухня”, как экологически чистый продукт, можно создать у западного обывателя интерес к нашей глубинке, укладу жизни, которого не коснулась цивилизация. Еще один элемент – охота-рыбалка – то, на чем можно заработать приличные деньги. А экстремальный туризм в России по определению может быть такой, что никому и не снилось», – говорит В.Тамберг.
Для развития турбизнеса в России, по его словам, необходим маркетинговый подход, то есть, сегментация аудитории, вычисление интересов конкретной частной группы иностранных туристов и подстройка под эти особые запросы отдельных групп.
Для каждой из этих групп должен предлагаться некий уникальный продукт, который включает в себя и идею посещения, и полный пакет разнообразных услуг, следующих из этой идеи: «То есть, тур должен предлагать для конкретной аудитории конкретное развлечение, интересное этой группе. Необходима стратегия, тактика, создание атрибутов, логотипов и имен, бренд должен найти свое место в сознании людей. А инфраструктура – это поддержка бренда и элемент туристического продукта. Она может быть разной для отдельных категорий. Не всем нужны 5-звездочные гостиницы. Для того же экстремального туризма, гостиницы вообще могут не потребоваться», – утверждает В.Тамберг.
Простора для развития более чем достаточно, было бы желание операторов рынка вкладывать средства в развитие новых направлений бизнеса.
Впрочем, И.Тюрина не совсем уверена в том, что турбизнес России вылезет из «глубокой ямы» самостоятельно: «Нас можно продвигать и очень неплохо – мы страна культурно-познавательного отдыха. Однако Россия выделяет совершенно смехотворные суммы для продвижения своих возможностей за рубежом. Когда нет информационной поддержки, снижается интерес к направлению», – считает она.
России необходимы крупные туристические операторы, которые владеют собственными сетями гостиниц, говорит В.Тамберг: «Если ничего не изменится, поток туристов будет сокращаться и дальше, иностранцы не удовлетворены качеством услуг и ценами на них. А если человек недоволен качеством услуги, то информацию об этом он распространяет во много раз более интенсивно, чем, если он чем-то доволен. Соответственно, желающих ехать в Россию будет все меньше и меньше».
Въезд в Россию снижается каждый год. Туроператоры ничего хорошего от своего бизнеса не ждут. При этом рынок идет по пути наименьшего сопротивления: «Что будет с нашим турбизнесом, сложно сказать. В нашей стране бардак. Особенно в провинции, где нет даже достаточного предложения комфортабельных гостиниц, нет персонала, нет желания что-то менять и вообще шевелиться. Здесь клубок противоречий и проблем, что действовать нужно во многих направлениях сразу, что усложняет задачу»,– считает Тамберг.
Требуется системная работа по выводу всех направлений турбизнеса из кризиса и немалые инвестиции. А на это способны только крупные западные игроки.
Стоит ли надеяться, что придут западные операторы и поднимут наш туристический бизнес с колен? В этом случае местным бизнесменам придется уже подстраиваться под их дудку. Впрочем, оптимизма по поводу прихода иностранных инвесторов в турбизнес России Ирина Тюрина не поддерживает: «Им будет тяжело организовать прием туристов, работать с местной “серой”, “черной” схемами налогообложения, им этого не понять, а иначе они не смогут заработать, привыкать к нашему быту», – заключает представитель РСТ. Так что развитие туриндустрии в России остается под большим вопросом.
Наталья Трефилова