Цены на моторное топливо в России продолжают снижаться. Как сообщают аналитики информцентра «Кортес», на внутреннем рынке нефтепродуктов продолжает сохраняться устойчивая динамика снижения. Корректировка цен фиксируется практически ежедневно, и наиболее заметное падение, как и ранее, отмечено на дизельное топливо.
Диапазон снижения у большинства трейдеров в Европейской части России составил на минувшей неделе от 300 до 1500 руб./т. Однако в отдельных регионах, главным образом, на продукцию Омского НПЗ и заводов НК "Роснефть" - Самарских НПЗ, Ачинского НПЗ и Ангарской НХК, - изменение цен на дизтопливо оказалось более существенным - от 1500 до 3100 руб./т. Главной причиной такого резкого падения цен у трейдеров стало объявление стартовых цен на электронных торгах НК "Роснефть", запланированных на 15 августа. Так, с Самарской группы НПЗ дизельное топливо летнее предлагалось по 22300 руб./т, с Ангарской НХК - по 25400 руб./т, а на Ачинском НПЗ - по 24500 руб./т.
Таким образом, более низкий уровень стартовых цен в значительной степени предопределил снижение цен у трейдеров на продукцию не только НК "Роснефть", но и Омского НПЗ.
Существенным снижением отпускных цен минувшую неделю завершила компания "ЛУКОЙЛ", уведомив об этом в своем пресс-релизе. Если в начале недели снижение отпускных цен компании отмечено на бензины в диапазоне от 100 до 300 руб./т, а на дизтопливо - от 500 до 600 руб./т, то к концу недели, когда выпустили пресс-релиз, снижение цен на дизтопливо составило 1000 руб./т. Изменение цен по бензинам в пресс-релизе не оговаривалось, поскольку корректировка на них была проведена в первую половину недели.
В целом на российском рынке бензинов наиболее значительным ценовым изменениям снова подверглась марка А-92/93. По итогам недели разброс снижения у большинства продавцов колебался на эту марку от 100 до 1300 руб./т. При этом максимальное падение цен зафиксировано на Ангарской НХК - в среднем 2250 руб./т. Единственным производителем, на чью продукцию отмечен минимальный рост (+100 руб./т), стал СалаватНОС, в то время как на Уфимских НПЗ, где цена предложения и так ниже на 1000 руб./т, стоимость А-92/93 продолжает снижаться (-150 руб./т). Разнонаправленная динамика цен у этих производителей связана с проблемой отгрузки по железной дороге. Уфимские заводы в связи с этим вынуждены закладывать дополнительную скидку в цену нефтепродуктов, между тем как у СалаватНОС серьезных проблем с подвижным составом в настоящее время нет. А с учетом того, что объемов по А-92/93 на рынке больше, это нашло отражение в разнице ценовых предложений.
С учетом того, что свободные объемы на рынке ограничены, на автобензин А-76/80 снижение цен продолжилось по итогам недели от 100 до 800 руб./т, причем максимальное падение наблюдалось на Самарских заводах и Рязанской НПК.
На высокооктановую марку предложения на свободном рынке минимальны, что многим продавцам позволяет удерживать цены на высоком уровне. Тем не менее, на минувшей неделе у отдельных компаний прошло небольшое снижение. Так, НК "ЛУКОЙЛ" в начале недели снизила отпускные цены на Аи-95/96 в среднем на 250 руб./т, а Омский НПЗ и ЯрославНОС опустили свой уровень цен на 500 руб./т. При этом Саратовский НПЗ, ОрскНОС, СалаватНОС, Ангарская НХК и Комсомольский НПЗ приостановили отпуск этой марки бензина на свободный рынок.
На следующей неделе наибольше влияние на ценообразование внутреннего рынка нефтепродуктов будут оказывать торги на рынке нефти с поставкой на сентябрь. Предварительный опрос участников рынка показал, что большинство игроков ждут дальнейшего снижения цен на сырье. Таким образом, дальнейшее падение спотовых цен фактически предопределено, однако до какого минимума могут дойти цены, спрогнозировать сейчас сложно.
На розничном рынке в большинстве региональных центров цены стабилизировались. При этом число регионов, где розничные цены начали снижаться, также увеличилось.
По итогам недели в Северо-Западном округе уровень розничных цен остался без изменений.
В Центральном ФО в Москве отмечено снижение цен на А-95/96 (-0.50 руб./л), а по остальным нефтепродуктам изменений не было. При этом в Рязани отмечено повышение цен по всем нефтепродуктам от 0.20 до 0.40 руб./л. Следует отметить, что по состоянию на 15 августа это единственный региональный центр, где цены выросли на весь спектр нефтепродуктов. В Ярославле, например, цена выросла только на Аи-98 (+0.20 руб./л), при этом на А-76/80 и дизтопливо она снизилась на (-0.20 руб./л). В Курске снижение отмечено на А-76/80, А-92/93 и дизтопливо от 0.10 до 0.20 руб./л. По остальным региональным центрам округа изменения розничных цен не было.
В Приволжском ФО в Н.Новгороде повысился А-76/80 на 0.40 руб./л и дизтопливо в среднем на 0.45 руб./л, а в Чебоксарах - Аи-95/96 на 0.10 руб./л и дизтопливо на 0.30 руб./л. При этом в Саратове снижение розничных цен на 0.10 руб./л отмечено на А-76/80, А-92/93 и дизтопливо. В Ульяновске значительное снижение отмечено на все виды нефтепродуктов: бензины в среднем на 0.45 руб./л, а дизтопливо в среднем на 0.75 руб./л.
В Южном ФО в большинстве региональных центров цены оставались стабильными. При этом в Ростове-на-Дону снижение на А-76/80 и А-92/93 отмечено в среднем на 0.15 руб./л. В Махачкале цены не менялись, за исключением дизтоплива (+0.50 руб./л).
В Уральском ФО и Дальневосточном ФО розничные цены были стабильными, как, впрочем, и в Сибирском ФО, где изменения отмечены только в Красноярске на А-92/93 (-0.50 руб./л) и дизельное топливо (-0.70 руб./л).
Андрей Полищук, аналитик ИК «Брокеркредитсервис» связывает «моду» на снижение цен на нефтепродукты с деятельностью Федеральной антимонопольной службы России.
Напомним, в середине июля после резкой критики Владимира Путина ФАС России инициировала сразу несколько дел по статье «О защите конкуренции» в отношении компаний «Газпромнефть», «Лукойл», «ТНК- BP Холдинг», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз», обвиняя их в установлении монопольновысоких цен на авиационное топливо на оптовых рынках России.
«Нефтяные компании снижают цены на нефтепродукты из-за претензий ФАС, - говорит аналитик, - И в итоге снизят все из «черного» списка ведомства».
По мнению Андрея Полищука, есть в общей тенденции к снижению цен и некоторое влияние падающих цен на нефть.
«Падение экспортных цен увеличивает поставки на внутренний рынок. Но пока цены держатся выше $100, это все равно остается привлекательным уровнем для экспорта. Только без претензий ФАС компании старались бы сохранить текущие уровни цен и увеличить внутреннюю маржу», - полагает аналитик.