Финансовые гарантии, предоставляемые российскими туристическими компаниями своим клиентам могут вновь возрасти. О такой задумке сегодня заявила директор департамента по формированию государственной политики и организации туристической деятельности Минспорттуризма Надежда Назина. Напомним, к этому новому ведомству перешла часть функций Федерального агентства по туризму.
Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ рассматривает вопрос о повышении суммы финансовых гарантий для туристических операторов, а также ужесточения процедуры их вхождения в государственный реестр, сообщила в четверг журналистам Назина.
Напомним, институт финансовых гарантий туристам действует в России с 1 июня 2007 года, когда вступил в силу закон «Об основах туристической деятельности». Закон предусматривал создание единого федерального реестра туроператоров, а также введение системы финансовых гарантий.
Гарантии призваны были должны заменить лицензии ответственности, существовавшие в прежнем варианте закона. Финансовые гарантии определены в виде «плоской шкалы»: для фирм, занимающихся международным туризмом, - 10 млн руб., внутренним - 500 тыс. руб.
97% российских туроператоров в качестве механизма реализации такой гарантии выбрали страхование.
Вскоре после вступления в силу закона, рынок туристических услуг покинули небольшие фирмы, произошла частичная консолидация рынка.
Представители туриндустрии в целом позитивно оценили введенные требования. По оценкам вице-президента Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимира Канторовича, с введением института обязательных финансовых гарантий туроператоров, на рынке почти исчезли случаи мошенничества.
Однако установленные законом значительные суммы предельных компенсаций на сегодняшний день уже не могут считаться достаточными.
«Этих сумм оказалось недостаточно, о чем свидетельствует ситуация с "ДеТур", где сумма финансовых претензий уже превышает 20 миллионов рублей», - сказала Назина.
Напомним, «Детур» — дочерняя компания турецкого оператора Vasco . Когда в конце июня 2008 года Vasco объявил о банкротстве, вскоре после этого исчезло руководство «Детура». В Турции остались туристы, отправленные российской «дочкой», — порядка 500 человек, которых отказывались расселять в гостиницы или выгоняли, ссылаясь на то, что номера не оплачены. В соответствии с действующим законодательством, российские туристы застрахованы от невыполнения туроператором своих обязательств.
Компанией РОСНО, которая была страховщиком «Детура», получено более 200 заявлений с требованием о возмещении причиненных убытков в сумме более 20 млн рублей от туристов исчезнувшей компании.
По мнению Назиной, фингарантии нужно повысить для международных операторов до 50 миллионов рублей и до 1 миллиона рублей для внутренних.
Повышение поддерживают крупные операторы. Их логика проста - туры дорожают, и гарантии должны увеличиваться, чтобы покрыть эти расходы.
Однако сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов считает, что гарантии не защищают туриста: деньги, лежащие на счету, не помогают ему улететь домой или поселиться в отеле. Поэтому надо страховать не турфирму, а каждый выезд в отдельности.
Бывший глава Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский, который также ранее однозначно высказывался за увеличение размера фингарантий, на «прощальной» пресс-конференции предостерег, что торопиться с увеличением не стоит.
По его словам, в ближайшее время нет необходимости увеличивать размер финансовых гарантий деятельности туроператоров. «Случай с туроператором "Детур", когда страховых выплат не хватило на всех пострадавших туристов, еще не показатель. Нужно иметь больше примеров из практики, чтобы принимать какое-либо решение в отношении страховых выплат», - сказал он журналистам.