По всему миру падают акции банковского сектора. Разоряются крупнейшие инвестиционные банки. Насколько прочен фундамент российской банковской системы? Стоит ли ждать удара отечественным финансовым институтам? Эксперты считают, что российским банкам грозит больше инфляция, чем мировой кризис.
Российские банки сбавили обороты. Согласно «Обзору банковского сектора Российского федерации», опубликованному Центробанком, активы российских банков в июне увеличились на 2,8% по сравнению с 3,3% месяцем ранее, составив 23,058 трлн рублей. В целом за полугодие темпы роста активов снизились в 1,5 раза, показав лишь 14,6% против 22,5% аналогичного периода годом ранее. Собственный капитал банков увеличился на 11,7%, что в 3,2 раза меньше, чем в первом полугодии 2007 года, когда капитал банков вырос на 37,9%.
Такая динамика показателей настораживает на фоне рассуждений о мировом финансовом кризисе и слухов о возможном дефолте. Так, 1997 году «Сосьете Женераль» активно покупал российские банковские активы, а в 1998 году страна пережила дефолт. В прошлом году мы видели как французский банк купил «Росбанк». Многие скептики затаились в ожидании: возможно, это что-то значит? Что будет дальше: возможно, французы покупают банки перед обвалами?
Впрочем, эксперты не видят в этом поступке никакого намека на печальное развитие событий. Так, Ольга Беленькая, заместитель руководителя аналитического департамента «Совлинка» подчеркивает, что «Сосьете Женераль» проявлял интерес к «Росбанку» еще в 2006 году и решил приобрести банк не перед обвалом, а намеревался войти на перспективный розничный рынок с высокой маржой и неплохими перспективами роста. «Сейчас “Сосьете Женераль” отчитывается о солидном росте доходов в сегменте международных розничных операций, из которых 2/3 приходится на Россию, Чехию, Румынию, Египет и Марокко».
Специалисты настаивают на вполне здоровом состоянии российского банковского сектора. В качестве аргумента они приводят точку зрения, согласно которой фундамент российской экономики и банковского сектора не был так сильно поврежден глобальным кредитным кризисом. Несмотря на то что темпы роста активов снизился, выходящие отчеты банков свидетельствуют о том, что отечественные финансовые институты остаются наплаву, отмечает Максим Осадчий, старший аналитик по банкам и денежным рынка ИК «АнтантаПиоглобал».
Между тем, эксперты не отрицают, что у российских банков действительно есть проблемы вследствие мирового финансового кризиса. Помимо замедления роста активов и ресурсной базы, Ольга Беленькая обращает внимание на то, что временно расширилась процентная маржа из-за опережающего повышения ставок по кредитам. Кроме того, значительно обострилась конкуренция за частные вклады, поскольку из-за мирового кризиса ликвидности очень сложно привлекать из-за рубежа денежные средства, в которых так нуждаются российские банки.
Валерий Пивень из ФК «Открытие» также считает, что мировой финансовый кризис не так больно ударил по банкам, как внутренние проблемы. Если сравнить данный сегмент с формами животного мира, то можно сказать, что наша банковская система – это простой организм, в котором контролировать «биохимические процессы» гораздо проще, чем в той организме, которым являются зарубежные системы. «Во многом благодаря этому наш банковский сектор является более устойчивым к “внешним бактериям”», - говорит эксперт. Кроме того, наши банки спасает то, что большая часть активов – например, такие лидеры рынка как Сбербанк, ВТБ, «Газпромбанк», – находится в руках государства, которое, в случае чего, может всегда их поддержать.
Внутренняя угроза банком выступает в лице растущей инфляции, из-за чего растут краткосрочные процентные ставки на фоне того, что Центробанк повышает определенные нормативы регулирования – нормы резервов, ставку рефинансирования. Поскольку с ростом ипотеки у банков удлиняется срок погашения активов, есть риск сокращения процентной маржи – приходится повышать пассивы по растущим процентным ставкам, а с одинаковой скоростью они не могут переоценивать активы потому, что они погашаются за более долгосрочный период времени, поясняет специалист.
Эльвира Чукмарова