4 августа исполнилось 11 лет первой и единственной российской деноминации, когда номинал рубля разом был сокращен в тысячу раз. Однако та реформа была омрачена последовавшим мощным экономическим кризисом. Ждать ли повторения деноминации?
Деноминация в России воспринимается народом настороженно. В советское время замена денег порой носила конфискационный характер – иными словами, менять деньги приходилось внезапно и в очень ограниченном объеме (власти считали, что таким образом они борются с нетрудовыми доходами).
«Мы пережили три деноминации: реформа 1947 года, 1961 года и «павловская» реформа 1991 года. Эти реформы в значительной мере были рассчитаны не просто на деноминацию, а на изъятие средств», - сказал Андрей Нещадин, исполнительный директор Экспертного института РСПП в интервью Bigness.ru.
Обмен денег, который был провозглашен 4 августа 1997 года, был на удивление спокойным. Прямого обмена денег старых образцов на новые не было - старые деньги изымались из обращения постепенно и на протяжении всего 1998 года принимались всеми организациями на территории России наравне с новыми. С 1 января 1999 года банкноты старых образцов утратили статус валюты РФ, но еще три года подлежали обмену в учреждениях Банка России без ограничения сумм. Ничто не предвещало беды.
- Читайте также:
Номинал российских банкнот к 1997 году стал весьма насущным вопросом. С 1991 года цены в стране выросли более чем в 4,5 тысячи раз. Фактически, купюрой наименьшего номинала, принимавшей участие в массовом обороте, была купюра в 100 рублей. К 1997 году инфляция стабилизировалась. За 1996 год рост потребительских цен уменьшился более чем в шесть раз до 15,5%, за первые четыре 1997 года инфляция не превысила 1,5%.
Однако последовавший год спустя дефолт перечеркнул некоторые «завоевания» деноминация. За несколько кризисных месяцев 1998 года рубль обесценился в четыре раза. В свою очередь, рост инфляции в последние годы порождает всё большую поддержку идеи дополнительной деноминации – в 10 или 100 раз.
Зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев заявил в интервью РИА Новости, что основная задача деноминации 1997 года была выполнена не до конца и требует «доработки».
По мнению депутата, страна нуждается в очередной деноминации. «Сейчас хорошо бы деноминацию еще в 100 раз провести. Если бы тогда в 10 раз больше деноминировали, то можно было бы потерпеть. А сейчас, строго говоря, уже терпеть нельзя», - сказал он.
Очередного пика слухи о грядущей деноминации достигли в период между минувшими парламентскими и президентскими выборами. В Интернете были даже распространены эскизы якобы будущих купюр номиналом от 1 до 100 рублей (то есть как бы предназначенных для деноминации в 100 раз).
Несмотря на то, что опубликованные купюры оказались вроде как дипломной работой некоего дизайнера, слух до недавнего времени будоражил умы россиян. В СМИ вбрасывалась информация о том, что «новые деньги» уже якобы завезены в отделения Сбербанка, и ждать обмена денег стоит либо в апреле, либо в августе этого года. В сознании россиян вновь возрождалась логическая цепочка «деноминация-дефолт».
- Читайте также: Операция "Деноминация"
Власти упорно опровергали эту информацию. Собственно, с опровержения и пошли слухи. Напомним, впервые за минувшее десятилетие слово «деноминация» произнес первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев. На встрече с российскими разработчиками программного обеспечения, вице-премьеру демонстрировали систему, которая помогла Турции решить ряд проблем после того, «как у турецких денег решили забрать три нуля».
«Поэтому, если будет какая-то деноминация…» - начал разработчик программы, но Медведев его прервал. «Деноминации не будет», - сказал он.
В большинстве своем экспертное сообщество негативно относится к идее «Абсолютно пустая операция», - сказал Bigness.ru эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев. Ему вторит и главный экономист ИБ «Траст» Евгений Надоршин: «По большому счету никакой нужды в деноминации нет. Пока я не вижу и колоссальных выгод от этого», - сказал эксперт Bigness.ru. По мнению аналитика, купюры существующего номинала вполне справляются с оборотом.
По мнению директора института экономики РАН Руслана Гринберга очередная деноминация может сыграть плохую службу. «Если бы сейчас она была проведена, это был бы очень фальшивый сигнал обществу, - сказал он в интервью радиостанции “ Business FM ”. - Общество бы вообще в панику бы впало, потому, что несмотря на обесценение денег в России всё-таки рубль худо ли бедно, все-таки, как то играет свою роль».